Обратите внимание, в данной статье перечислены несколько вариантов покупки, которые относятся к дистанционному способу. Тем не менее особое внимание нужно обратить на фразу «исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара». То есть к дистанционному способу относятся все покупки, при которых покупатель не может «подержать товар в руках» до покупки.
Предоставление информации при дистанционной покупке
В пятой статье серии «Обзор закона о защите прав потребителей» речь пойдет про особенности дистанционной продажи товаров. Если Вы пропустили предшествующие статьи, то рекомендую начать изучение с первой части, т.к. многие базовые понятия, которые будут использоваться ниже, рассмотрены ранее.
Дистанционный способ продажи товара
- Деньги должны быть возвращены покупателю в течение 10 дней.
- Покупателю возвращается не вся сумма, уплаченная за товар. Из стоимости покупки вычитаются расходы продавца на доставку возвращенного товара от потребителя.
Если продается сложное техническое приспособление, требующее особых навыков для установки и наладки, покупатель должен быть об этом заранее извещен. Нельзя включать в стоимость услугу по установке устройства в квартире покупателя. Если покупатель узнает, что они все же были включены в стоимость, он имеет право на возврат купленного.
Национальная ассоциация дистанционной торговли
В российском законодательстве дистанционной торговлей считается только продажа потребительских изделий. Реализация предметов для осуществления предпринимательской деятельности без контакта продавца и покупателя дистанционной торговлей не считается.
Понятие
Существует группа товаров, которые обладают свойством интимного назначения. Сюда относятся все товары, которые может использовать в быту лишь тот человек, который их приобрел, например, нижнее белье. Они не могут быть возвращены магазин. Не может быть возвращен продавцу товар, который не сохранил товарный вид и потребительские свойства после передачи покупателю.
Давайте отталкиваться от логики. Правовое регулирование купли-продажи товаров дистанционным способом направлено, среди прочего, на повышенную защиту интересов потребителя. Это проявляется, в частности, всё в том же праве на безусловный возврат товара а течение 7 дней / 3 месяцев. Должны ли для покупателя отличаться правовые последствия в зависимости от того, как он будет строить разговор с продавцом? Думаю, что нет. Получил ли покупатель предложение о покупке с подробным описанием характеристик товара или без такового, главное, что он не имел возможности протестировать изделие. Именно ввиду последнего потребителю и нужно право на безусловный возврат, если девайс по каким-то причинам ему не подошёл. Точно также отсутствие ознакомления с товаром в офлайн магазине не означает, что товар был приобретён дистанционным способом.
А.И. Савельев, отстаивая второй вариант, пишет: «Несмотря на то, что у покупателя была возможность заранее посмотреть товар «вживую», нет никаких гарантий, что ему доставят именно то, на что он смотрел, в случае заказа данного товара через интернет-магазин» [1]. Если сопоставлять классический способ розничной купли-продажи и дистанционный, то замечание верное. Однако как быть с куплей-продажей по образцам? Приведённый довод в равной степени подходит и к этому способу. В демонстрационном зале мы рассматривали один товар, но совсем не факт, что именно его мы обнаружим в коробке. И в том, и в другом случае ситуации гипотетические (в том, что будет доставлено что-то другое).
Содержание:
Получается, в одном случае потребителю выгоднее, чтобы товар считался купленным дистанционно (если право на возврат не разъяснено), в другом – по образцу (если сроки и порядок были расписаны). В то же время рискну предположить, что предприниматели, зная о тех и других последствиях, конечно, будут заботиться о наличии надлежащего разъяснения (его можно включить в товарный чек), таким образом, покупатель будет оказываться в ущемлённом 7-дневном положении. Хотя по логике дистанционный способ продажи должен предполагать, напротив, большие гарантии защиты интересов прав потребителя.
- данные о своем наименовании, адресе и контактах;
- потребительские свойства товара;
- место изготовления продукции;
- цена, условия приобретения, порядок и варианты оплаты;
- условия доставки;
- срок годности или гарантийный срок;
- перевод всех свойств и характеристик с иностранных языков;
- данные о необходимости привлечения специалистов для подключения или наладки товара.
Законодательство
Продукцию надлежащего качества можно вернуть только в том случае, если ее товарный вид и потребительские свойства остались неизменны. Стоит помнить, что нарушение упаковки не является правомерной причиной для отказа в возврате, за исключением случаев, когда упаковка является частью товара.
Возврат товара надлежащего качества при дистанционной продаже
- Алкоголь.
- Товары, реализация которых запрещена или ограничена на территории РФ. В соответствии с Указом Президента РФ №179 от 22.02.1992 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», в этот список входят: оружие и боеприпасы, наркотические вещества, радиоактивные отходы, ядовитые вещества, шифровальная и рентгеновская техника и т. д.