Должностное лицо кто это по ук

Исходя из юридического статуса, определение должностного лица — это сложная задача. Все нормативные документы лишены четких разграничений по типам профессий. Из этого следует, что все нужно рассматривать на примере из жизни.

В России более сотни контролирующих органов имеют дела с административными нарушениями. Например, органы внутренних дел насчитывают более 50 типов таких нарушений, начиная от области дорожного передвижения и заканчивая защитой правопорядка. В этих структурах должностными лицами выступают руководители подразделений и их заместители. Они же и выносят на рассмотрение все правонарушения касательно части норм регулирования.

«За» и «против» должностных лиц

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2021 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2021).

В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2021 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Рекомендуем прочесть:  Могут ли приставы арестовать незавершенное строительство

Должностное лицо согласно КоАП

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Представители власти – работники государственных органов, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования либо принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности и принадлежности (сотрудники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и т. п.).

Понятие должностного лица в уголовном праве

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

В КоАП РФ такая ответственность введена ст. 2.4, где сказано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Правонарушения должностных лиц

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан.

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе. Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения. К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п.

Рекомендуем прочесть:  Как сделать приказ на выплату единовременного пособия на рождение двойни

Должностное лицо в УК РФ

Разделение функций между властными субъектами производится по нескольким критериям. Один из критериев – содержание обязанностей публичного характера. Субъекты, наделенные административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями на основании прямого указания, реализуют их в пределах, установленных нормативными актами, приказами или распоряжениями руководства.

Вы нашли, то что искали?
Да, отличный сайт много нужной и бесплатной информации.
30.43%
Еще нет, почитать нужно, разобраться.
56.83%
Да, но лучше проконсультируюсь с юристами.
12.73%
Проголосовало: 322

Задачи субъектов

Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.

б) неоднократно, т.е. не менее двух раз лицом, не будучи ранее судимым за такое преступление (при этом не должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности) либо лицом, ранее судимым за дачу взятки (при этом судимость за ранее совершенную дачу взятки не должна быть погашена либо снята).

Субъект преступления специальный — должностное лицо. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, если они совершены: а) лицом, занимающим государственную должность РФ; б) лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, либо в) главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Превышение должностных полномочий

Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

5.5. Следует отметить, что в соответствии с примеч. 1 к коммент. статье к числу должностных лиц не относятся руководители государственных и муниципальных предприятий. В соответствии с примеч. 1 к ст. 201 они являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности) и несут ответственность за совершаемые по службе преступления по статьям гл. 23.

Для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать следующие факторы: степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу конкретного звена властного публичного аппарата; характер и размер причиненного материального ущерба; число потерпевших граждан; тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

Другой комментарий к Ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации

7. Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение тяжких последствий (ч. 3), к которым обычно относят крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа либо учреждения, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека, материального ущерба в крупном размере и др.

Рекомендуем прочесть:  Если Наложен Арест На 1/4 Долю В Квартире Могут Остальные Собственники Продать

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет объем действий должностного лица и типы ответственности за их ненадлежащее исполнение со стороны юридических лиц и других субъектов. Большая часть наказаний возлагается на граждан за ненадлежащее исполнение полномочий или отказ от их реализации.

Особенности работы должностного лица в сфере административного права

Когда сотрудник приобретает статус должностного лица, на него возлагается большая ответственность. В этом случае в отношении работника за нарушения, допущенные организацией, могут применяться административные санкции.

Правила выявления должностных лиц

В законодательстве раскрывается четыре варианта определений, что такое должностное лицо. По нормам Административного кодекса, это субъект, рассматривающий дела о правонарушениях. Согласно положениям УК, это лицо, расследующее преступления. В Гражданском кодексе властные субъекты это субъекты гражданских правоотношений. В других актах в эту группу входят представители органов власти государственного уровня.

Обязательным признаком объективной стороны преступления являются последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вред может быть материальным (имущественный вред, вред здоровью) и нематериальным (подрыв авторитета органов власти и управления, нарушение конституционных прав граждан). Понятие существенности вреда является оценочным. Степень существенности вреда зависит от влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, предприятия, учреждения, размера материального ущерба, значительности упущенной выгоды, числа потерпевших, тяжести морального вреда и т.п.

  1. Реализацией гражданских прав.
  2. Охраной имущества.
  3. Экологией, природопользованием, защитой окружающей среды.
  4. Сельским хозяйством, ветеринарией.
  5. Связью и информацией.
  6. Строительством, промышленностью, энергетикой.
  7. Налогами и финансами.
  8. Предпринимательством.
  9. Таможенным делом.
  10. Воинским учетом.
  11. Порядком управления.
  12. Деятельностью органов госвласти.

Ответственность служащих по КоАП

обусловлен правовой регламентацией его полномочий и не зависит от их объективной реализации. Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий. Отождествление публичной и частноправовой деятельности, отнесенной к ведению должностного лица, характерно только для административного права: должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле