Должностное лицо обязано сообщить о признаках преступления

Содержание

73. Контроль за соблюдением сроков проверки заявлений и сообщений о преступлениях возлагается на руководителей органа предварительного следствия территориального органа МВД России, в производстве которых находятся материалы проверки заявлений и сообщений о преступлениях.

51. В случае принятия по заявлению (сообщению) о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела материал проверки этого заявления (сообщения) незамедлительно регистрируется в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (приложение N 7 к настоящей Инструкции). Материалу проверки присваивается очередной порядковый номер (через дробь): номер по КУСП/номер по журналу учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается двойной номер (через дробь): номер по данному журналу/номер по КУСП.

Информация об изменениях:

6.5. Обращения о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, подлежащие рассмотрению в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»*(15), от 20 августа 2021 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»*(16).

В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2021 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим.

История вопроса

В соответствии с законом уголовная ответственность по статье 205.6 УК РФ за несообщение о преступлении установлена только в отношении ряда деяний, имеющих высокую степень общественной опасности, преимущественно, террористического характера. Исчерпывающий перечень этих преступлений перечислен в статье 205.6 Уголовного кодекса и сейчас мы их назовем.

О каких преступлениях гражданин обязан сообщить в полицию

Наверняка, каждый из нас в течение своей жизни хотя бы один раз становился свидетелем совершения какого-либо неблаговидного поступка со стороны других лиц, который вполне мог потянуть на статью Уголовного кодекса. А задавали вы себе вопрос – обязан ли я сообщить об увиденном в правоохранительные органы или нет?

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, — это любые официальные источники информации, полученные должностным лицом в ходе осуществления своей служебной деятельности от любого физического или юридического лица. Сюда можно отнести сообщения, содержащиеся в средствах массовой информации; информацию, полученную в ходе какой-либо проверки, оперативно-розыскной деятельности, несения дорожно-патрульной службы и т.д. Оформляются данные рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления, что является поводом к возбуждению уголовного дела. Рапорт составляют сотрудники оперативных подразделений, других органов дознания, предварительного следствия. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме и заверены печатью и подписями руководителей.

Рекомендуем прочесть:  Имеют ли право судебные приставы описывать холодильник

Наряду с поводом другим обязательным условием к возбуждению уголовного дела является основание, связанное с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Постановление прокурора
о направлении соответствующих материалов
в орган предварительного расследования для
принятия решения о возбуждении
уголовного преследования

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:

Заявителю даётся разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

  • 1) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
  • 2) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

В наше непростое время возникают ситуации, где сотрудники полиции, выполняя свои служебные обязанности, возложенные на них законом, нарушают права и свободы наших граждан, что является поводом для проведения служебной проверки со стороны отдела собственной безопасности МВД России и обязательной процессуальной проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, которая проводится следователями Следственного комитета России.

Обращение к гражданину в соответствии с законом

Данные нормативно-правовые акты закрепляют возможность гражданина посредством ведения съемки осуществлять контроль за деятельностью сотрудников полиции в целях соблюдения сотрудниками полиции прав и свобод граждан.

Заявления о преступных деяниях независимо от территориальной принадлежности и времени совершения правонарушения, наличия заявленной информации и характера представления принимаются в постоянном режиме (24 часа в сутки) во всех органах, выполняющих функцию охраны закона и порядка.

Вы нашли, то что искали?
Да, отличный сайт много нужной и бесплатной информации.
41.77%
Еще нет, почитать нужно, разобраться.
45.57%
Да, но лучше проконсультируюсь с юристами.
12.66%
Проголосовало: 158

Рапорт о выявлении преступных деяний на основании обращения граждан

Важно! Главные принципы предоставления рапорта регулируются 143-й статьей Уголовно-процессуального кодекса РФ, они похожи с причинами предоставления любой информации о совершенных преступлениях.

Какими могут быть основания для сообщения о признаках преступления?

В отдельных случаях информацию о выявлении преступного деяния предоставляют правоохранительные органы РФ. В таком случае к данной информации имеют доступ только конкретные должностные лица (военнообязанные), которые исходя из той или иной ситуации оказались очевидцами преступления. Уполномоченный военнослужащий не имеет право утаивать данную информацию от вышестоящего начальства. Он в кратчайшие сроки обязан, в соответствии с законодательством РФ, «отрапортоваться». В своем рапорте обязательно указывается само противоправное действие, где конкретно оно произошло, принимал ли сам военный в нем непосредственное участие (и если принимал, то какое). Например, у него на глазах кто-то совершил противозаконное деяние, и сейчас военный выступает свидетелем по данной ситуации.

Рекомендуем прочесть:  Может ли пристав арестовать счет поедприятия если учредитель должник

Новая статья УК РФ, которая говорит о недонесении, не говорит о том, что когда человек становится свидетелем преступления, он обязан тут же позвонить в правоохранительные органы и сообщить об этом. На самом деле наказывать будут тех, кто обладал достоверной информации о готовящихся преступлениях, но правоохранителям об этом не сообщил. Речь идёт о преступлениях террористической направленности. Так власти решили уменьшить уровень террористической угрозы в стране путём привлечения к ответственности тех, кто скрывает важную информацию. Всего в УК РФ предусмотрено 16 статей, касающихся преступлений террористической направленности. Потому сообщать граждан России обязуют при:

Доносить нужно не на всех

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Понятие о несообщении

Это новшество в УК РФ вызвало бурю возмущений. Но также люди не до конца понимают суть закона. Ведь если мы узнаём о готовящемся преступлении, и нас обвинят потом в недонесении, грозит реальный тюремный срок. Хотя предусмотрена и менее строгая мера наказания согласно УК РФ, всё равно вряд ли человек захочет сталкиваться с правоохранительными органами из-за несообщения о каком-то потенциальном преступлении. Всё очень сложно и не совсем однозначно. Потому следует детальнее разобрать Уголовный кодекс и конкретную новую статью в УК РФ. Так вы сможете узнать, что вам грозит при недонесении касательно готовящихся преступлений, и какие варианты ответственности предусмотрены для виновных.

В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2021 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим.

Рекомендуем прочесть:  Департамент По Субсидиям Многодетным В Краснодаре

История вопроса

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Понятие о несообщении

  1. Объективной стороной преступного действия является отсутствие факта донесения в правоохранительные органы информации о преступлении. Здесь наблюдается очевидная не реализация возможности выполнения морального долга и защиты общества от грозящей опасности.
  2. Объектом преступного действия выступает безопасность социума или его отдельных представителей.
  3. Субъектом преступного действия может являться лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. В данном вопросе мнение разнятся. Многие эксперты утверждают, что в 14 лет человек не способен осознать степень ответственности. Тем не менее закон гласит о том, что ответственность наступает именно с этого возраста. При этом к несовершеннолетнему могут быть применены те же санкции, что и к взрослому человеку. Разница заключается лишь в том, что штраф за несовершеннолетнего платят законные представители, то есть родители или опекуны.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

Должностное лицо согласно КоАП

В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2021 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле