- Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
- Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.
Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса
Ситуации, когда унитарные предприятия становятся банкротами, далеко не редкость. Государственные и муниципальные структуры не всегда демонстрируют эффективность при управлении коммерческими организациями. В результате у них образуется существенный объем непогашенных долговых обязательств по обязательным платежам (в части налогов и сборов), электроэнергии и газоснабжению, а также по заработной плате.
Основания для признания предприятий банкротами
По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:
Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия — такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.
Принципиальные отличия банкротства МУП
Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.
Условия ликвидации
На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2021 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.
Этот этап может продолжаться до 2 лет. Он направлен на восстановление платежеспособности фирмы. Для этого проводятся оздоровительные мероприятия. Здесь временный управляющий уже может влиять на некоторые решения руководства, но директор организации еще не отстраняется от дел.
В соответствии со ст. 9 и 30 ФЗ-127, при возникновении признаков неплатежеспособности руководитель УП обязан уведомить об этом собственника имущества (местные органы власти). Собственник же должен подать в арбитражный суд письменное заявление о признании унитарного предприятия банкротом.
Принятие решения о финансовой несостоятельности
Многие российские унитарные предприятия работают неэффективно. В первую очередь это происходит из-за неправильной тарифной политики государственных и муниципальных структур. В интересах населения, власть устанавливает предельно низкие цены на продукцию и услуги организаций, а компенсировать расходы отказываются, ссылаясь на бюджетный дефицит. В результате УП теряет рентабельность и постепенно приходит к банкротству. При этом фирма проходит все те процедуры, что и любое другое юридическое лицо – от подачи заявления до ликвидации.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2021 N 4 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.
Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия
Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.