- штраф в сумме до одного миллиона рублей или заработной платы за 2 года работы;
- исправительные работы на срок 1-2 года;
- принудительный труд в течение 5-ти лет;
- тюремное заключение сроком до 3-х лет со штрафом в размере от десяти- до двадцатикратной величины полученной взятки;
- лишение права работать преподавателем в течение 3-х лет.
Решения преподавателей и руководства школ и вузов могут сильно повлиять на судьбу учащихся, что нередко приводит к появлению взяточничества в образовательных учреждениях. Чтобы противодействовать данному явлению, следует знать, в чем выражается коррупция в образовательной сфере и какую ответственность несут правонарушители.
Понятие взяток в образовании
- штраф в размере до 500000 рублей;
- тюремное заключение сроком на 2 года;
- исправительные работы сроком на 2 года;
- принудительный труд в течение 3-х лет;
- лишение возможности работать по определенной профессии в течение 3-х лет.
- недостаточный уровень заработной платы учителей, преподавателей средних технических заведений, вузов. Cледствием низкой оплаты труда является рост иных источников доходов, в том числе нелегальных или полулегальных. Например, распространены случаи получения взяток под видов проведения индивидуальных занятий с учениками или студентами;
- недостаточный уровень подготовки учащихся и требований при поступлении в высшие учебные заведения. Желая поступить в престижный институт, родители таких будущих студентов или сами студенты порой идут на совершения коррупционного правонарушений. Отсутствие у молодых людей мотивации в самостоятельному обучению заставляет их искать более простые решения получения диплома о высшем образовании, что и запускает коррупционный механизм взяток со стороны преподавателей [4, с. 12];
- недофинансирование системы образования. Не получая в достаточном объеме для осуществления образовательной деятельности финансовых средств, образовательные учреждения вынуждены искать иные источники финансирования, в том числе и такие, которые связаны с проявлениями коррупции.
юридические науки
Чтобы эффективно преодолевать коррупцию в образовании, нужно прежде всего знать ее причины. В литературе указывалось, что причины коррупции лежат преимущественно в социально-экономической и финансовой плоскости [5, с. 21].
Похожие материалы
Всплеск проявлений коррупции был с введение ЕГЭ и ГИА, но с этой коррупцией справлялись технически: путем установки видеокамер, металлоискателей, оборудования которые отключает связь и т.п. Но одними только техническими мерами решить проблемы коррупции невозможно, следует использовать и иные методы преодоления коррупции.
Понятие коррупции в российском законодательстве и науке. Понятие коррупции в международном праве. Особенности и масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Меры борьбы и профилактика коррупции в системе высшего образования (в СФУ).
С вступлением в силу ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» решение задачи по минимизации коррупционных рисков в сфере образования возложено не только на государственные органы, но и на образовательные организации.
Определение понятия и сущности коррупционных рисков в системе образования. Основные мотивы коррупции. Характеристика возможных коррупционных рисков на разных уровнях образования. Определение методов предотвращения коррупции в сфере образования.
Проявления коррупции в российской системе образования разнообразны, от дисциплинарных и гражданско-правовых правонарушений, до преступлений, нарушающих конституционные права граждан на образование. Коррупции подвержены все уровни образования.
Снижение заработной платы педагогов, низкий социальный статус приводят к тому, что в вузы приходят неквалифицированные кадры. Такие сотрудники не способны адаптировать базовые ценности традиционного университетского образования.
В 2021 году осуществлено повышение заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы на 10% [8]. В то же время по данным официальной статистики, уровень инфляции в 2021 году – более 13%. А по товарам первой необходимости – около 18% [9].
Показатели
Именно высоким уровнем взяточничества сегодня и определяется огромное количество вузов в России, которые фактически не дают никакого образования своим студентам, понижая тем самым общий уровень образованности общества, отмечают эксперты.