Государственная система ценообразования своим содержанием должна обеспечивать условия для оптимизации цен на продукцию в отрасли строительства. В состав государственной системы ценообразования в отрасли строительства входят:
1.1. Субъекты рынка, участвующие в процессе ценообразования
В них даны общие сведения о системе ценообразования; и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства и порядок составления сметной документации на строительство.
1.2. Государственное регулирование цен на строительную продукцию и принципы ценообразования в строительстве
2. Цены на строительную продукцию формируются с учетом состояния экономической конъюнктуры региона в периоды предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т.е. в уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы.
Согласно Рекомендациям к применению Кодекса корпоративного поведения (утв. Распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2021 N 421/р) акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, рекомендовано следовать правилам этого Кодекса. Надо сказать, что применять его положения могут не только акционерные общества, но и иные хозяйствующие субъекты, независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности.
Наряду с ценообразованием важным фактором успешного осуществления строительной деятельности является совершенствование регулирования качества строительной продукции. Последнее предопределяется «смещением» акцентов в пользу потребителя, а также формированием «портфеля» заказов преимущественно на конкурсной основе. Если подрядчик создает высококачественную продукцию, это укрепляет его позиции как конкурентоспособного субъекта, а его продукция является востребованной, причем по цене, выгодной для него и приемлемой для потребителя.
Ценообразование
Федеральный закон от 26.07.2021 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает комплекс профилактических мер. Их суть сводится к обязанию соответствующей коммерческой организации получить предварительное согласие у антимонопольного органа к совершению действий, которые потенциально могут привести к монополизму. При невыполнении указанной обязанности коммерческая организация может быть принудительно ликвидирована по иску антимонопольного органа либо реорганизована в форме выделения или разделения.
Государственное регулирование подразумевает контроль в сфере цен и составления сметной документации. Практика такова, что в сфере строительства (жилищного и промышленного) допускаются погрешности в процессе расчетов рабочей силы и применяемого строительного материала. Задача правового регулирования заключается в следующем:
- Инвесторы (заказчики, строительные компании). В этой категории частные организации, государства, предприятия различных форм собственности и физические лица, которые инвестируют деньги в создание или поддержание строительных объектов.
- Подрядные и проектно-изыскательные строительные компании, предприятия промышленности стройматериалов или стройиндустрии, а также прочие организации строительного сектора, обеспечивающие воплощение в жизнь инвестиционных проектов. Они осуществляют проектирование, создание стройматериалов, изделий, конструкций и других элементов строительного рынка.
- Компании различных отраслей народного хозяйства, которые занимаются поставкой товаров, материалов и услуг для остальных участников.
- Коммерческие и центральные банки, которые производятся расчеты.
- Информационные или посреднические компании.
Особенности государственного регулирования отрасли строительства
Главной целью является обеспечение прозрачности всех этапов деятельности, обеспечение положительной динамики в развитии строительного сектора, ускорение процесса реализации общих целей. Также надзорные мероприятия подразумевают выполнения следующих задач:
Региональные органы власти представляют собой второй уровень системы управления строительной отраслью. Они включают региональные подразделения федеральных структур (министерств, служб, агентств), такие как департаменты, управления, комитеты (по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и т.д.). Решение о создании таких территориальных органов принимают субъекты РФ.
Современная строительная отрасль является кардинально измененной формой централизованно управляемого строительного комплекса, существовавшего ранее. Сегодня управление в секторе строительства в РФ рассматривается как систематизированная саморегулируемая деятельность государственных органов, уполномоченных заниматься выстраиванием экономических отношений и защищающих интересы участников рынка. Если раньше для осуществления деятельности в секторе строительства требовалась лицензия государства, то с 2021 года в России действует требование по вступлению компаний в СРО. Другими словами, сегодня государственное регулирование представляет собой совокупность ряда функций, к которым относятся следующие:
Основные методы и формы государственного регулирования
Описаны четыре метода устройства мембранных кровель: сварка, склеивание, механический, балластный методы. Выявлены основные положения различных технологий устройства, преимущества, недостатки, а также область применения.
При этом для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5 процентов себестоимости продукции.
2. Установить, что цены, сформированные в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», до вступления в силу настоящего постановления, пересмотру не подлежат, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2021 г. № 1582 “О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”
1. В абзаце двадцать первом пункта 2 слова «минимального значения, установленного пунктом 55 настоящего Положения,» заменить словами «10 процентов плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, — менее 5 процентов себестоимости продукции».
5. Прямое государственное воздействие . Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий — снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемые путем специальных доплат производителю или потребителю.
Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен — денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены — это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.
Государственное регулирование цен в РФ
- Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть — Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).
- Продукция ядерно-топливного цикла.
- Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
- Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
- Продукция оборонного назначения.
- Алмазное сырье, драгоценные камни.
- Протезно-ортопедические изделия.
- Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.
- Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).
- Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
- Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути.
- Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов.
- Услуги в аэропортах.
- Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
- Водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
- Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.