Государство и право китая новейшее время

Антияпонские базы народного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всех освобожденных районах существовали выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены коммунистической партии и по одной трети — представители мелкой буржуазии, представители национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

Руководители Гоминьдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив это восстание, Юань Шикай запретил деятельность Гоминьдана. Затем он вносит изменения в конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии, и было уже официально заявлено о провозглашении Юань Шикая богдыханом. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии. В июне 1916 г. Юань Шикай скончался, и президентом республики стал вице-президент Ли Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя.

Провозглашение республики

Однако следует отметить и положительный результат революции — свержение монархии. Революция способствовала усилению политической активности широких масс китайского народа, их подготовке к дальнейшей борьбе.

Действующая Конституция КНР была принята 4 декабря 1982 г. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные «культурной революцией». В отношении регулирования организации и деятельности государственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Председатель КНР не является теперь главнокомандующим вооруженными силами и не созывает Верховные государственные совещания. Усилена была правотворческая компетенция Постоянного комитета ВСНП и Госсовета и пр. Вслед за Конституцией были приняты законы об организации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, а также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносились поправки. Первый раз — в 1988 г., когда были легализованы на конституционном уровне частные хозяйства и установлена возможность передачи права землепользования. Целая серия разнообразных поправок в Конституцию имела место в 1993 г. Первая из них (но третья по общей нумерации) вносила изменение в преамбулу и связывалась с вынесением на конституционный уровень стратегической задачи «четырех модернизаций» — промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Далее конституционное закрепление получало развитие «многопартийного сотрудничества под руководством КПК». Другие поправки касались отдельных статей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны — строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства. Например, существенным образом была изменена 15-я статья Конституции, ранее устанавливающая ведение государством планового хозяйства «на основе социалистической собственности» и отводившая рыночному регулированию вспомогательную роль. Теперь эта статья гласит: «Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику усиливает хозяйственное законодательство, совершенствует макрорегулирование на основании закона запрещает любым организациям и отдельным лицам нарушать экономический порядок общества».

Рекомендуем прочесть:  Нормативы По Пожрной Безопасности В Школе 2021

Общая программа считалась временной конституцией страны. Она провозгласила КНР «государством новой демократии». В качестве основы экономического развития страны программой провозглашался государственный сектор хозяйства. Вместе с тем определялись пути развития кооперативного, мелкотоварного, государственно-капиталистического и частнокапиталистического секторов. Прямо о переходе к социализму в Общей программе не говорилось.

Подобные документы

К концу 1968 — началу 1969 г. лидеры «культурной революции», видимо, сочли, что проведенная глубокая чистка уже укрепила их руководящее положение. Главной задачей XI съезда КПК 1969 г. стало формирование высшего руководства партии, что свелось к почти полному включению «пролетарского штаба» в состав политбюро ЦК КПК. Партия воссоздавалась сверху и снизу. После центральных органов стали формироваться низовые ячейки и парткомы.

Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле