Для суда, скорее всего, вам придется обратиться к экспертам, чтобы получить заключение о стоимости видеокарты на день подачи иска. Иногда судье достаточно скриншота с сайта магазина, а иногда требуют экспертное заключение. Если дело дойдет до суда, лучше обратиться к юристу, когда уже будет ответ от магазина и понимание конкретной ситуации. В иске вы всегда можете заявить возмещение расходов на юриста и экспертизу.
- Кому адресована претензия: наименование продавца, адрес, телефон, электронная почта, реквизиты из чека.
- Свои данные: ФИО , адрес с индексом, телефон и электронная почта для связи.
- Содержание претензии: когда, где и за сколько вы купили видеокарту, каким документом это подтверждается, что сломалось, что вы предприняли и чем все закончилось.
- Ссылки на статьи закона, которыми вы обосновываете свои требования. В вашем случае это ст. 18 и 24 закона о защите прав потребителей. Для неустойки, морального вреда и штрафа отдельные статьи. Все ссылки здесь уже упоминались.
- Что вы требуете: обменять карту на такую же, вернуть деньги, выплатить компенсацию. Укажите реквизиты для возврата денег.
- Список документов, которые прилагаются для подтверждения: чеки, письма в магазин, его ответы, заключение сервисного центра, счет на новую видеокарту.
- Дата и подпись.
Найдите адрес продавца
Срока для ответа на претензию в законе нет. Но есть срок, когда магазин обязан выполнить ваши требования: 10 дней с момента получения или доставки. Если 10 дней прошли, а денег нет, то за каждый день просрочки продавец будет должен еще и неустойку в размере 1% от стоимости товара. Еще можно требовать компенсацию морального вреда и отсудить штраф 50%.
Статьей 24 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) предусмотрено, что при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования. А если требование добровольно не удовлетворено — на момент вынесения судом решения. Поскольку по данным экспертизы информация о стоимости автомобиля аналогичной марки отсутствует, суд первой инстанции отказал гражданину в удовлетворении его требований.
Решение судей
Верховный суд разъяснил, как должна возмещаться разница в цене при возврате покупателю денежных средств за некачественный товар, если аналогичный товар в продаже отсутствует (Определение от 26.11.2021 № 32-КГ19-29, 2-3078/2021).
Суть дела
При определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено (п. 3 ст. 393 ГК РФ). Размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ). Согласно разъяснениям, данным в п. 31 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2021 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», убытки потребителю возмещаются в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности.
В законе нет какой-либо специальной процедуры подтверждения фактической цены, но лучше, если это будет какой-то документ. Желательно, чтобы артикулы, модель и основные характеристики вашего товара и того, что в новом счете, совпадали. Это снимет возражения магазина и упростит процесс доказывания в суде.
Соберите доказательства
Я купил видеокарту за 53 000 Р . В течение гарантийного срока она сломалась. Я отнес ее на гарантийный ремонт, подождал 45 дней, но сейчас магазин предлагает вернуть мне деньги, так как аналога (то есть такой же видеокарты) у него нет. Но дело в том, что сейчас такая же видеокарта стоит около 83 000 Р , то есть на возвращенные деньги я не смогу купить похожую.
Попробуйте договориться с магазином
Крупные сети следят за своей репутацией и стараются помогать покупателям в таких ситуациях. Консультант в магазине может быть настроен против вас, потому что возвраты повлияют на его показатели в продажах, а вот юридический отдел компании может пойти навстречу, чтобы избежать суда. Может быть, вам предложат другой вариант, например обменяют эту карту на более дорогую вместо возврата денег.