Согласно положениям параграфа 1 главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ обязательством продавца по договору купли-продажи является передача в собственность покупателя товара надлежащего качества в количестве, предусмотренном договором, и отвечающего иным требованиям, если они установлены договором купли-продажи. В свою очередь, покупатель обязан принять и оплатить товар (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст.ст. 465, 467, 469, 481 ГК РФ).
Гражданско-правовые аспекты
Предприятие (применяет УСН с объектом налогообложения «доходы»), занимающееся розничной торговлей алкогольной продукции, было лишено лицензии. До возврата поставщику товар был принят к бухгалтерскому учету, оплачен. За возвращенный товар поставщиком будут перечислены денежные средства.
Налоговый учет
Будет ли считаться обратной реализацией возврат товара поставщику? Нужно ли включать сумму возврата для расчета налога по УСН? Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете возврат товара поставщику в данной ситуации?
При возврате качественного товара по взаимному согласию сторонам необходимо подписать соглашение о возврате. Сама же передача товара оформляется путем составления товарной накладной (чаще всего используется форма ТОРГ-12, на которой делается пометка: «Возврат»).
В товарной накладной стоит указать, что составлен акт о выявленных недостатках и выставлена претензия поставщику. При этом сам акт необходимо составить сразу же после обнаружения недостатков. При наличии правильно оформленных документов у покупателя есть шанс подтвердить в суде факт и срок хранения бракованного товара, а значит, и компенсировать свои расходы по хранению бракованного товара до момента его вывоза продавцом (постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2021 № А55-34907/2021).
Отражение в бухгалтерском учете
Минфин России в своем письме от 19.03.2021 № 03-07-15/8473 четко указал, что совершенно неважно, какой товар возвращает упрощенец (оприходованный или нет), — порядок оформления счетов-фактур для продавца будет одинаковым.
Если покупатель платил наличными, выдайте ему деньги прямо из ящика кассового аппарата. При оплате товара картой, возврат также производится безналом — достаточно отменить операцию. В обоих случаях не забудьте пробить по кассе чек с признаком «возврат прихода».
Чтобы выяснить причину брака, вы можете провести экспертизу за свой счёт. Если окажется, что товар испортил сам покупатель, не принимайте его назад и просите возместить стоимости экспертизы. Покупатель обязан это сделать.
Возврат некачественного товара
Если при покупке клиент знал о браке, вы не обязаны принимать товар и возвращать деньги. Например, в некоторых магазинах продают уценённый товар и сразу говорят о его недостатках. Тогда они не могут быть поводом для возврата.
- акт приемки-передачи;
- акт, устанавливающий расхождения по количеству или качеству ТМЦ (форма ТОРГ-2
или в произвольной форме); - претензия поставщику о невыполнении соответствующих условий договора по данному товару
с указанием реквизитов на товар; - товарная накладная по форме № ТОРГ-12 с отметкой о «возврате по акту, его номер и реквизитами приходной накладной», стоимость покупки.
Чаще всего вид документа, которым оформляется возврат товара, указывается в самом договоре. Кроме того, важно обговорить сроки приемки-передачи товара, когда товар считается принятым, в течение какого времени покупатель может выявить скрытые недостатки товара. Если подобные сроки не прописать, то это может явиться поводом для злоупотреблений со стороны покупателя.
Оплата товара и его возврат произошли в разных налоговых периодах
ООО «Пошив-2» реализует собственные модели одежды. 15 октября 2021 года было реализовано платье покупателю А. А. Ивановой стоимостью 4000 руб. 16 октября 2021 года покупатель обратилась к продавцу с заявлением о том, что ей не подошел фасон.