- Всеобщая декларация прав человека, подписанная в 1948 году;
- Декларация прав ребенка, действует с 1959 года;
- Конвенция о правах ребенка, в СССР начала действовать с 1990 года;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, действует с 1990 года.
Нормативно-правовые документы по правам ребенка
Если факт несоответствующего отношения родителей заметили окружающие, например, соседи или педагог в школе, они также могут сообщить об этом в орган опеки и попечительства. По факту обращения будут приняты меры.
Обязанности детей по отношению к родителям
Право выражать собственное мнение. Ребенок, как и любой другой член семьи, является отдельной личностью, а значит, имеет свое определенное представление обо всем. Так, согласно ст. 57 СК РФ, у ребенка может быть свое мнение, к которому должны прислушиваться остальные. Его мнение даже учитывается при судебном рассмотрении вопросов, касающихся жизни ребенка.
- имя и гражданство;
- любовь, заботу и понимание родителей и других членов семьи;
- материальное обеспечение и социальную защиту;
- образование и медицинскую помощь;
- воспитание и развитие;
- защиту от любых форм эксплуатации, от жестокого обращения и унижений.
Так как, объединившись, страны могут реализовать программы, обеспечивающие юным гражданам базовые потребности в выживании, то на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников к принятию мер по возобновлению экономического роста, снижению голода, распространению образования, усилению медицинской помощи, а также заботе об окружающей среде.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению.
Статья 56 Семейного кодекса рассказывает о ещё одном важном положении, согласно которому несовершеннолетний, живущий в семье или нет, независимо от того, к какой категории он относится, имеет право на защиту даже от злоупотребления со стороны законных представителей, к которым относятся родители, усыновители, опекуны. В соответствии с кодексом, несовершеннолетний имеет право подать иск в орган, в компетенцию которого входит решение соответствующих вопросов, для защиты своих прав и законных интересов. Органы опеки и попечительства являются организацией, которая обязана осуществлять в отношении лица, не достигшего 14 летнего возраста, защиту личных, имущественных и жилищных интересов. По достижению 14 лет дети могут самостоятельно обратиться в суд с иском, указав, что родители не выполняют возложенные на них обязанности по его воспитанию и образованию, а также, о злоупотреблении с их стороны своими правами.
Конвенция о правах ребёнка.
Особенность ювенальной системы в том, что это механизм, концентрирующий внимание не на правонарушения, совершаемые субъектом, а на личности нарушителя. Министерство реализует свои функции, защищая права и оказывая влияние на воспитание несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проживающих в неполной семье. Государство поддерживает и развивает гражданское общество. Поэтому в социальной политике воспитание и образование подрастающего поколения становится приоритетным направлением. Органы власти и гражданского общества проводят мероприятия и принимают меры, реабилитирующие детей, попавших в трудную ситуацию, снижая риск в девиантного и отклоняющегося поведения ребёнка в будущем.
Способы защиты прав ребёнка.
Исходя из всего вышесказанного, средства и методы защиты прав и интересов детей, обязанности государственных органов – одна из самых важных тем и проблем, которые должна решать социальная политика, используя свои методы, а именно, издавая нормативно-правовые акты.
Не может быть оформлена какая-либо доверенность и на представителей органов прокуратуры, органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних. Указанные лица выступают в защите прав ребенка напрямую, иногда защищая их даже от своих родителей.
Также к социальной защите прав ребенка относится социальная работа соответствующих органов с несовершеннолетними правонарушителями с целью исправления их поведения, адаптации в обществе, профилактики безнадзорности и совершения ими правонарушений и т.д.
Социальная защита прав ребенка
На момент написания данного материала в основном законе нашего государства пока закреплено, что приоритет имеют нормы международного права, а если в Конституцию РФ будут приняты изменения, то данный принцип, возможно, перестанет действовать.
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования.
Сохранение свобод и интересов
В целях „создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка“, предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“. Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Семья
В Семейном кодексе РФ рассматриваются следующие основные аспекты социально-правовой защиты интересов ребенка: круг регулируемых семейным законодательством отношений, например, правоотношения между родителями и детьми; права и обязанности родителей и детей; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, в Семейном кодексе РФ зафиксирован главнейший принцип семейного права – принцип приоритетности семейного воспитания несовершеннолетних детей.
- Малышу должна быть обеспечена защита.
- Малыш должен быть обеспечен благоприятными условиями для развития.
- При рождении малышу присваивается имя и гражданство.
- Малышу полагаются блага социального обеспечения.
- Граждане, имеющие какие-либо отклонения, должны получать должный уход и заботу.
- Малыш должен быть обеспечен любовью и пониманием.
- Несовершеннолетний гражданин должен получить бесплатное образование.
- Малолетним обеспечивается защита и помощь в первую очередь.
- Малолетний должен быть защищен от эксплуатации в любом ее проявлении, а также жестокого обращения.
- Малыш должен ограждаться от практики, поощряющей любую из форм дискриминации.
Конвенция ООН 1989 года
- Несовершеннолетний должен быть обеспечен средствами и возможностями, позволяющими ему развиваться как духовно, так и физически.
- Малыш должен быть защищен от эксплуатации в любом ее проявлении.
- Малыш должен получать должное питание, а также медицинскую помощь при необходимости.
- В сложное время первая помощь оказывается детям.
- Малышу необходимо получить должное воспитание.
Декларация 1924 и 1959 годов
Если сравнивать Конвенцию с Декларацией, то первая является более расширенной. В документе больше внимания уделяется не только основным правам человека, но и особой заботе о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.