Подрядчик до заключения договора (контракта) с инвестором должен знать по предлагаемому строительному объекту объем инвесторской договорной цены на продукцию и нормы своих затрат: по накладным расходам, сметной прибыли, лимитированным затратам, затратам на содержание и развитие инфраструктуры и др.
1.1. Субъекты рынка, участвующие в процессе ценообразования
Специфика строительного производства — длительность производственного цикла, высокая материалоемкость и трудоемкость, зависимость от климатических территориальных условий — предопределяет необходимость установления сметных цен не только за объект в целом, но и за отдельные виды и этапы работ.
1.2. Государственное регулирование цен на строительную продукцию и принципы ценообразования в строительстве
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству регламентирует систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая определяет: понятийный аппарат; виды и состав цен на строительную продукцию; принципы, методологию и методы формирования сметных затрат и цен; сметные нормы расхода ресурсов на потребительские единицы измерения по видам СМР и сметные нормативы накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат, заготовительно-складских расходов и других затрат. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству регулирует цены на строительную продукцию через нормы объемов расходов ресурсов в составе конкретных сметных норм и базы счета соответствующих сумм группы сметных затрат.
- наличием регулируемых цен на важнейшие компоненты (энергия, топливо, сырье, материальные ресурсы и т.п.), используемые для создания строительной продукции;
- возможностью использования свободных (а по сути, договорных) цен на готовую строительную продукцию;
- предоставлением равных прав участникам строительного процесса при формировании договорных цен;
- использованием подрядных торгов в качестве приоритетного метода при формировании договорных цен .
Управление инвестициями: Справ. пособие для специалистов и предпринимателей / Под общей ред. В.В. Шеремета. Том 1. М.: Высшая школа, 1998. С. 15.
Ценообразование
Однако экономически обоснованные цены на создаваемую продукцию не всегда соответствуют официальному курсу иностранных валют. Наглядным тому свидетельством является ситуация с курсом рубля по отношению к доллару. В последние годы он перестал быть универсальным нормативно-регулируемым показателем при определении хозяйствующим субъектом выгодной для него договорной цены. Такая же тенденция прослеживается и в курсе рубля по отношению к евро, решающим фактором при выборе выгодной договорной цены он также не является. Высказываются предложения по установлению фиксированного курса между долларом и евро путем создания Валютного Союза между зонами доллара и зонами евро .
Обеспечение качества
Немаловажное значение имеют контроль и надзор при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности на всех технологических стадиях создания строительной продукции. Контрольные и надзорные функции осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Несмотря на схожесть, эти понятия не тождественны, поскольку отражают суть одного явления в разных плоскостях.
В 2021 году 384-ФЗ был введен «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который закрепил минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений или связанными с ними процессами проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, оценки соответствия и т.д.
Реформа норм строительной отрасли началась с принятия Федерального закона от 27 декабря 2021 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Новые принципы были направлены на решение проблемы несоответствия действующего законодательства состоянию экономики, а также подготовить базу для вступления в ВТО и Таможенный союз. Однако, по факту, осталась проблемы разделения контроля качества и безопасности. Технические регламенты в строительстве, которые всегда являлись правовой основой, остались «раздробленными».
Основные методы и формы государственного регулирования
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий может проводиться на различных уровнях системы управления. Согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ, ее могут осуществлять: федеральный орган исполнительной власти; орган исполнительной власти субъекта РФ; бюджетные или автономные учреждения по месту нахождения земельного участка, на котором запланировано строительство, подведомственные указанным органам власти. Предметом подобной экспертизы является оценка соответствия документации требованиям технических регламентов.
Базисно-компенсационный. Этот алгоритм расчета основан на оценке фактических расходов. Итоговую стоимость строительной продукции определяют после завершения всех работ на объекте (при сдаче).
Метод использования банка данных. Для расчета цен используют информацию о полной стоимости по спроектированным или уже построенным объектам. Соответствующие статьи расходов корректируют по коэффициенту удорожания.
Методы ценообразования
- фонд заработной платы рабочим;
- стоимость материальных ресурсов, включая стройматериалы;
- расходы на эксплуатацию и содержание технического парка, на транспортировку, монтаж, перемещение, демонтаж строительного оборудования;
- прочие затраты: вывоз мусора и грунта, утилизация загрязнителей и т. д.