Возникновение права муниципальной собственности на земельный участок

Содержание
  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Как разграничивают муниципальные земли?

Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

Аренда муниципальной земли

Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Объекты и субъекты

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:

Понятие муниципальной собственности на землю

Земельный участок признан недвижимостью (ст.130 ГК РФ). Как и другие вещи, он может перейти в собственность муниципалитета по условиям любой из не запрещенных законом сделок (мена, дарение, наследование, продажа). Хотя такие ситуации нечасты, нельзя отрицать возможности обращения взыскание на участок, принадлежащий гражданину за долги перед муниципалитетом.

Рекомендуем прочесть:  Отпуск В Законе О Ветеранах Труда В Санкт Петербурге В 2021 Году

Возникновение права муниципальной собственности по основаниям, оговоренным гражданским законодательством

И наконец, в муниципальную собственность могут переходить участки, признанные бесхозяйными в порядке ст. 225 ГК РФ. В числе бесхозных участков те, от которых собственник отказался либо не имеющие законного собственника. Об их оценке при этом речь не идет.

Земельное законодательство не предусматривает возможности реализации земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью, кроме оговоренных в ст. 39.3 ЗК РФ случаев, а также при проведении аукционов.

Основания возникновения прав на земли государственной и муниципальной собственности

  • решение уполномоченного ведомства о передаче земель в собственность на бесплатной основе или в постоянное бессрочное пользование;
  • купчая, при предоставлении территории за плату;
  • соглашение об аренде, если надел передается во временное пользование с условием периодической оплаты;
  • договор безвозмездного пользования, если участок передан на таком основании.

Содержание статьи:

  1. Все земли Российской Федерации делятся на группы в зависимости от принадлежности, параметров и местонахождения.
  2. Законом выделяются такие категории площадей, как государственные и муниципальные.
  3. Государственные земли возникают в процессе разграничения, при совершении правовых сделок, в результате безвозмездной передачи прав.
  4. Муниципальные появляются также при определении границ, в рамках гражданско-правовых отношений, на основании безвозмездной передачи.
  5. Права на каждый из участков также регистрируются в установленном порядке и закрепляются в виде официальных документов.
  6. Основания возникновения прав на землю обозначены в земельном кодексе РФ и представляют собой положения, при которых территории могут быть отданы в распоряжение третьих лиц.
  7. Такими основаниями могут являться: купчая, соглашение аренды, договор о безвозмездной передаче прав на землю, решение уполномоченного ведомства о передаче постоянных прав на землю.
  8. Решение о передаче земель в распоряжение третьих лиц принимается уполномоченным органом, в роли которого могут выступать: исполнительные органы государственной власти или органы муниципалитета.

При отчуждении доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, одновременно отчуждается доля в праве собственности на земельный участок. Ее размер определяется пропорционально доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с’ изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Копия решения о предварительном согласовании места расположения объекта с приложением проекта границ его размещения или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Принятое решение действует в течение трех лет. Если по истечении этого срока решение о предоставлении земельного участка не будет принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления возмещения убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места расположения объекта.

Рекомендуем прочесть:  Ребенок Учится В Подмосковье Можем Ли Получить Карту На Проезд В Москве

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

В общем случае п родажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Переход права собственности на земельные участки по наследству

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Вы нашли, то что искали?
Да, отличный сайт много нужной и бесплатной информации.
30.34%
Еще нет, почитать нужно, разобраться.
56.97%
Да, но лучше проконсультируюсь с юристами.
12.69%
Проголосовало: 323

Информация об изменениях:

Положения пункта 1 статьи 19 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2021 г. N 423-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона

Муниципальная собственность на земельные участки может возникнуть при разграничении государственной собственности на землю. Напомним, что вопрос разграничения некогда единой государственной собственности на землю стал актуальным сразу после распада СССР и впервые получил свое нормативное воплощение в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» .
———————————
См. подробнее: комментарий к ст. 16 ЗК.

Комментарий к Статье 19 ЗК РФ

В п. 5 комментируемой статьи сформулировано еще одно основание для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность, которое заключается в отчуждении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, в собственность муниципальных образований на безвозмездной основе в целях предоставления указанных земельных участков гражданам бесплатно.

Рекомендуем прочесть:  Каким документом определяется статус малоимущей семьи

Другой комментарий к Ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации

В свою очередь, сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

  • Наиболее распространенный вариант получить статус землевладельца – это приобрести имущество в рамках договора купли-продажи.
  • Существенный процент граждан становится законным владельцем ЗУ в порядке наследования.
  • При смене организационно-правовой формы на баланс нового предприятия переходят земельные территории реорганизованного субъекта.
  • Также закон допускает оформление в частную собственность наделов, принадлежащих госструктурам, в порядке приватизации.
  • наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
  • ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
  • идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
  • перечень прилагаемых бумаг.

Этапы процедуры

Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:

Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Аренда земель муниципальной собственности

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

Выкуп муниципальной земли в собственность

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле