В связи с тем, что экспедиторы имеют доступ к товару и документации, они являются материально ответственными лицами. Подписав акт о приеме груза со склада, они возлагают на себя обязательство по его своевременной передаче в пункт назначения, и до того момента, пока клиент не подпишет товарно-транспортную накладную о приеме товара, только перевозчик за него отвечает. Поэтому в случае утери или порчи груза виновным назначат именно его. К тому же водитель-экспедитор не имеет права передавать третьим лицам сопроводительную документацию или разглашать сведения о ней кому-либо, так как это может повлечь за собой нарушение конфиденциальности и коммерческой тайны.
Очень многое в подобной деятельности зависит от маршрута, на котором придется трудиться экспедитору. Работа в пределах одного города не сильно обременительна, но имеет свою специфику. Она обычно связана с торговлей, оказанием транспортных услуг, грузоперевозками, курьерской деятельностью. От водителя наниматели требуют хороших навыков вождения в городских условиях, знания даже самых отдаленных его районов, а также пригородной территории. Работа водителем-экспедитором вахтой – это вообще своеобразный образ жизни. Далеко не каждый человек сможет находиться в пути по нескольку дней, а то и недель, жить в машине или придорожных отелях, и большую часть времени быть в разлуке с домом и семьей. Но есть в этом и свои преимущества – достойная заработная плата, возможность бывать в разных городах, и даже странах, путешествия.
Водитель с дополнительным грузом ответственности
Обычно это фиксированные начисления, которые оговариваются при поступлении на работу. Калькуляцию этих выплат можно увидеть в ведомости о з/п, которую получает водитель-экспедитор. Зарплата рабочих этой сферы в среднем по стране – 75 тыс. рублей. Минимум, на который соглашаются водители, – 30 тыс. рублей, максимум – 120 тыс. рублей.
Помимо этого, у водителя-экспедитора должны быть знания, касающиеся пути следования: точный маршрут, главные магистрали и улицы, адреса логистических узлов, складов, места расположения офисов клиентов и контрагентов.
Владение документацией
Водитель-экспедитор должен уметь выполнять мелкий ремонт автотранспорта, проверять перед рейсом готовность автомобиля к эксплуатации. До выхода на маршрут ему предписано в установленном порядке проходить предрейсовый медицинский осмотр.
Водитель-экспедитор: обязанности и умения
Водитель-экспедитор большегрузных составов должен принимать во внимание траекторию движения не только автомобиля, но и прицепов, предугадывать поведение других участников движения на дороге. Поэтому от кандидатов на вакансию требуется опыт безаварийной езды в течение как минимум трех-четырех лет.
Если экспедитор хочет построить успешную карьеру, то ему важно развивать soft skills (надпрофессиональные навыки). Фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память – просто необходимы для того, чтобы вас заметили и поставили на руководящую должность. Для их развития я настоятельно рекомендую использовать бесплатный онлайн-тренажер » Викиум «.
- стрессоустойчивость;
- умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- хорошее знание географии;
- высокий уровень коммуникабельности;
- крепкое здоровье;
- умение брать ответственность за принятые решения.
Где учиться
В большинстве компаний местного уровня к документам об образовании не предъявляют особых требований. Иногда, чтобы получить должность, достаточно окончить обычную среднюю школу.
Также с водителем может быть заключен договор полной материальной ответственности. В соответствии со ст. 243 ТК РФ и абзацем 4 Перечня должностей, такое соглашение можно оформить с «агентами по заготовке и(или) снабжению, экспедиторами по перевозке и другими работниками, осуществляющими получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей».
Любой сотрудник, в том числе шофер, несет дисциплинарную ответственность за нарушение норм и правил, принятых в организации в рамках ст. 192 ТК РФ . Ему можно объявить замечание или выговор, а при повторении проступка и уволить.
Функции
Однако существует и другая трактовка перечня, в соответствии с которой договор полной индивидуальной материальной ответственности можно заключить только с экспедитором как лицом, непосредственно обслуживающим денежные средства и материальные ценности, но никак не с водителем. В связи с этим возникает закономерный вопрос: можно ли экспедитору вменить обязанности водителя?
Основная причина составления такой инструкции заключается в том, чтобы человек был знаком со всеми особенностями будущей работы, которые не оговаривались в трудовом договоре. Можно сказать, что должностная инструкция является дополнением трудового соглашения между предприятием и сотрудником. Особое внимание в ней уделяется материальной ответственности экспедитора, а также его права.
Обязанности водителя экспедитора, инструкция должностная – этот тот документ, с которым обязательно должен ознакомиться претендент на занимаемую должность и поставить свою подпись. Это означает, что сотрудник поставлен в известность о своих обязанностях, полностью с ними согласен и готов к их выполнению.
Инструкция обязанностей водителя
Необходимо обладать также навыками заполнения складских документов: товаротранспортные и складские накладные. От того, насколько правильно и своевременно водитель экспедитор заполнит все необходимые документы, зависит и его заработная плата.
- разрабатывать и внедрять рациональные методы организации и управления транспортным процессом в рыночных условиях;
- решать задачи организации и управления перевозочным процессом; проектировать альтернативные маршруты доставки;
- анализировать и обрабатывать документы;
- организовывать выполнение доставки грузов с минимальными затратами, гарантией качества на условиях и в сроки, обусловленные договорными обязательствами;
- координировать взаимодействие всех участников доставки грузов; осуществлять подбор и фрахтование транспортных средств;
- организовывать приемку, хранение и переадресовку грузов;
- вести контроль за доставкой грузов;
- работать со специализированными компьютерными программами;
- вести переговоры.
В задачи стандартной экспедиторской компании входят только вопросы, связанные с транспортировкой?
Рабочий день экспедитора начинается в кабинете, оснащенном персональным компьютером, средствами связи и оргтехникой. Здесь экспедитор готовит и проверяет документы для отправки груза, разрабатывает маршрут, подбирает вид транспортного средства.
Профессиональные риски
- найти лучший способ транспортировки товара;
- разработать оптимальный маршрут;
- произвести таможенную очистку груза;
- пройти фитосанитарный или карантинный контроль;
- разрешить вопросы с контролирующими органами;
- заполнить декларацию;
- выбрать способ страхования;
- выполнить информационное обеспечение доставки;
- подобрать выгодный тариф оплаты;
- найти нужную информацию;
- арендовать место на складе временного хранения;
- минимизировать платежи.
- Экспедитор не просто управляет ТС, а отвечает за перевозимый груз.
- Он принимает непосредственное участие в приеме и сдаче груза.
- Экспедитор изучает накладную документацию на груз и проверяет соответствие требованиям.
- Специалист принимает непосредственное участие в разгрузке ТС, чтобы следить за сохранностью груза.
Особенности профессии
В процессе выполнения обязанностей работник столкнется с транспортными накладными, счетами-фактурами. Деятельность экспедиторов тесно связана с актами сдачи и приема, доверенностями на груз, транспортные средства.
Владение документацией
Водитель-экспедитор – многопрофильный специалист. Такой работник выполняет множество функций, общая цель которых сводится к обеспечению грузового транспортного потока в соответствии с действующими логистическими нормами.
Еще одним требованием для сотрудника является понимание номенклатуры товара. Необходимо разбираться в марках продукции, знать их особенности хранения, а также понимать сроки реализации. В связи с этим экспедитор должен уметь разбираться в накладных и сертификатах качества, которые чаще всего прилагаются к продуктам с ограниченным сроком годности.
Грузоперевозки сегодня – это обширная и динамично развивающаяся отрасль. Состояние грузов уже можно отследить при помощи датчиков, данные по ним хранятся в общих базах. Однако при этом всё равно многие грузы приходится сопровождать человеку. Обычно таких сотрудников называют экспедиторами.
Обязанности транспортных экспедиторов
Но пойти в профессию может и специалист без профильного образования. Правда, все равно необходимо иметь либо экономический, либо технический диплом среднего специального или высшего образовательного учреждения. После чего пройти специальные курсы по профессии экспедитор.
Водитель-экспедитор выполняет следующие функциональные обязанности:
2.1. Управление одиночными автомобилями всех типов и марок.
2.2. Заполнение путевого листа
2.3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.5. Постановка его на отведенное место по возвращении из рейса.
2.6. Прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами.
2.7. Проверка целостности упаковки (тары).
2.8. Погрузка, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.9. Обеспечение сохранности их при транспортировке.
2.10. Выгрузка и сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации.
2.11. Участие в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и.т.п.
2.13. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
2.14. Содержание закрепленного автотранспорта и места для его стоянки в чистоте.
2.15. Выполнение разовых служебных заданий, поручений, указаний Генерального директора, заместителя генерального директора, начальника отдла логистики.
Водитель-экспедитор имеет право:
3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.).
3.4. Пользования утвержденными Генеральным директором Инструкциями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора.
3.5. Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях в работе вверенной ему техники, недостатках в работе.
Обязанности и ответственность водителя экспедитора
С другой стороны, если каждый из участников конкретных трудовых отношений, а именно работодатель и водитель – экспедитор, честно и ответственно относиться к своим должностным обязанностям, катастрофических последствий, в результате различных происшествий в большинстве случаев удастся избежать.
Нарушением может также быть и злоупотребление или превышение имеющихся полномочий, неправомерное использование рабочего места и служебных преимуществ, злоупотребление правами, нарушение общего законодательства Российской Федерации. Не должны нарушаться и внутренние распоряжения, уставы, правила трудового распорядка, должностные инструкции.
- управление автомобилем (любого типа и марки);
- заполнение путевой документации;
- техническое обслуживание транспортного средства, постановка на своевременный ремонт и в место хранения;
- приемка и выдача грузов со склада и на место назначения.
Взаимодействие с начальством
Водитель-экспедитор, обязанности которого подробно представлены в должностной инструкции и трудовом договоре, вправе развивать свои навыки и в дальнейшем рассчитывать на продвижение по службе. Компетенции водителя-экспедитора – это великолепная возможность развиваться профессионально в рамках одной или нескольких организаций, постепенно получать необходимые управленческие навыки и умение контролировать многозадачную и разноплановую работу службы экспедиции.
Раздел содержит подробное перечисление всех функций, которые берет на себя водитель-экспедитор. От четкости оформления данного раздела зависит слаженность работы сотрудников. Водитель-экспедитор обязывается поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, перевозить грузы и оповещать руководство о возникающих неполадках. Сотрудник должен контролировать как состояние автомобиля, так и сохранность доверенных ему товаров.
- правилах дорожного движения и санкциях, полагающихся за их несоблюдение;
- технических характеристиках и устройстве транспортного средства, назначении, принципах работы и обслуживания деталей транспортного средства, показаниях приборов;
- правилах содержания транспортного средства, уходе за кузовом и салоном, поддержании их в удовлетворительном для продолжительной эксплуатации состоянии;
- правилах установки и снятия сигнализации и условиях, в которых она срабатывает;
- проявлениях и последствиях технических неисправностей, появляющихся в процессе вождения транспортного средства, способах их диагностики и устранения;
- методах проведения техобслуживания транспортного средства;
- порядках принятия и доставки объектов;
- условиях транспортировки и хранения экспедируемого груза.
Общие положения
- неисполнение или некорректное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, в рамках, обозначенных актуальным трудовым законодательством РФ;
- перевозка людей или грузов, несогласованная с начальством;
- использование ТС в личных интересах без соответствующего разрешения;
- противоправное поведение при выполнении профессиональных обязанностей (в рамках УК, АК и ТК РФ);
- материальный ущерб, наносимый компании в результате неправомерных действий сотрудника.
Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).
Кто такой водитель-экспедитор? Транспортировка грузов различного назначения, их документальное сопровождение и доставка до получателя – обязанность водителя-экспедитора. Данную должность в штате имеют транспортные компании или компании с необходимостью перевозки продукции для своих нужд.
Что представляет собой должность водитель-экспедитор?
Обязанности, права и ответственность сотрудника сопряжены с доставкой грузов на большие расстояния, с необходимостью разработки маршрута. Пункт служебных связей регламентирует взаимоотношения с менеджерами-логистами, при необходимости с должностными лицами.
Несмотря на то что само понятие появилось не так давно, на деле логистические услуги имеют долгую историю. До наших дней дошли письменные источники, согласно которым экспедиторы существовали уже в XI–XII столетиях. Серьезный толчок логистическая деятельность получила в эпоху промышленной революции.
Что означает слово «экспедитор»?
Как правило работа экспедитора требует наличия высшего технического или экономического образования (иногда достаточно и среднего специального). Что нужно знать экспедитору, так это иностранный язык (одни из самых популярных – английский, немецкий, французский, польский) на уровне, достаточном для эффективной коммуникации с иностранными клиентами и партнерами. Причем, чем больше языков вы знаете, тем выше вы будете цениться как специалист, но и про стаж работы не стоит забывать.
На нашем сайте можно найти информацию о курсах экспедиторов в г. Минске, Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Одессе, Киеве, Владивостоке
Должностная инструкция
Работа экспедитором имеет 2 ключевых направления. Деятельность внутреннего экспедитора фирмы связана только с доставкой продукции клиентам. Более сложной является работа в области международных перевозок.
Я вожу грузы из Перми в Екатеринбург или Ижевск и в тот же день возвращаюсь. Расстояние примерно одинаковое: 350 км до Ижевска, 375 — до Екатеринбурга. Маршруты сформированы таким образом, чтобы не нарушать режим труда и отдыха водителей. У нас эти нормы появились не так давно, но последние несколько лет в России в каждом автопоезде обязательно устанавливается тахограф, который фиксирует время в пути и время отдыха.
Одежду я предпочитаю заказывать на распродажах в зарубежных интернет-магазинах: Asos, Yoox, Farfetch. Так мне удается здорово сэкономить, например, на покупке обуви: New balance 1500 на Yoox повезло взять за 4000 Р вместо 15 000, поскольку там остался последний размер — и как раз мой. А ботинки Timberland я купил за 5000 Р вместо 12 000. Конечно, чтобы так экономить, нужно мониторить скидки и распродажи, но сейчас это довольно просто: уведомления приходят на почту и в Телеграм. Из масс-маркета предпочитаю H&M и Pull & bear, но тоже преимущественно распродажи.
Экономия
Самое сложное в ночных сменах — это ограниченная видимость и физиологическая потребность во сне, но и с тем и с другим в принципе можно справиться. На новых авто очень хорошее освещение. Со сном же борются по-разному, лучший способ — это отдых перед сменой. Лайфхаков для ночной работы не очень много — и большинство не работают: громкая музыка и открытое окно не решают проблемы. Если по дороге очень захотелось спать, то лучший вариант — это, как ни странно, поспать или сделать зарядку. У нас практически всегда достаточно времени в запасе, и по дороге можно сделать небольшой перерыв.