Должностное лицо как уголовно правовая категория

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2021 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2021).

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

Должностное лицо согласно КоАП

В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2021 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указано, что должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

На территории Республики Беларусь действует закон, который называется «О борьбе с коррупцией», именно в нем и дается характеристика основным понятиям. К ним относятся коррупция, должностное лицо, субъекты коррупционных правонарушений и другие.

Понятие должностного лица в уголовном праве имеет многогранное значение, мы раскрыли лишь два аспекта. Перейдем к третьему, который так же включает исполнение функций. К административно-хозяйственной деятельности относятся распределение имущества, денег в любом виде, принятие решений о размере и периоде начисления заработной платы, отпускных выплат, пособий. Все действия, которые направлены на контроль за движением имущества, ценностей или денег относятся к данному виду полномочий.

Организационные и распорядительные полномочия

  • представители власти, например, депутаты Палаты Национального собрания или депутаты местных органов власти;
  • представители общественности (люди, которые выполняют охрану общественного порядка) – различные патрули;
  • лица со специальным полномочием, например, начальники воинских формирований;
  • представители из других государств, например, российский судья, судьи международных судов.

В качестве предмета служебного подлога закон называет официальные документы, под которыми следует понимать исходящие от учреждений, предприятий или организаций письменные акты, удостоверяющие факты или события, имеющие юридическое значение (приказы, издательские договоры, бестоварные накладные, трудовые соглашения, частные документы, находящиеся в делах государственного учреждения). Они должны иметь необходимые реквизиты и подпись должностного лица.

Рекомендуем прочесть:  Кому В Соцзащите В Москве Дают Бесплатно Бытовую Технику

Обязательным признаком преступления является предмет — это информация в виде документации, материалов (справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п.). Документы в отличие от материалов должны иметь реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.п.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право обращения в органы власти и управления за информацией, связанной с их депутатской деятельностью. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.

Присвоение полномочий должностного лица

С объективной стороны подлог состоит во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений. Подлинные документы заполняются сведениями, не соответствующими действительности. Другим вариантом действия при подлоге является внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (исправление отдельных реквизитов, переделка текста документа).

В кодексе по административным взаимоотношениям полно описывается, кто является должностным лицом. Исходя из закона, наделение полномочиями власти в назначенном порядке определяет человека как должностное лицо. Лицо имеет в своем подчинении граждан и распоряжается ими в рамках своих функций и задач.

Должностное лицо как гарант защиты граждан

В сложившихся реалиях можно по-разному отвечать на вопрос, что такое должностное лицо? ГК РФ гласит о правоотношениях гражданина, УК РФ указывает на уголовную ответственность. Административная ответственность должностных лиц отражена в КоАП. Но если рассматривать данную категорию в рамках представительства власти РФ, то это орган власти.

Статус как право к действию

Учитывая все сферы влияния, на которые оказывает воздействие должностное лицо нельзя забывать о законных наказаниях, присутствующих в российской практике. Так, например, применение определенных санкций к организации напрямую перекладывается на должностное лицо за счет дисквалификации или административного штрафа.

Наступление общественно опасных последствий, предусмотренных в ст. ст. 285, 286, УК, при отсутствии или недоказанности причинной связи между ними и деянием лица, связанным с его должностным положением исключает наличие состава такого вида преступлений.

Рекомендуем прочесть:  Доверенность на почту получитьсоциальную выплату ветерану

При злоупотреблении полномочиями со стороны руководителей государственных предприятий страдает в первую очередь авторитет государства перед лицом различных хозяйствующих субъектов и граждан, что порождает необходимость рассмотрения преступных деяний указанных лиц в рамках главы 30 УК РФ.

Понятие и признаки специального субъекта преступлений против государственной и общественной службы. Правовой анализ состава злоупотребления должностными полномочиями. Вопросы разграничения и проблемы привлечений к уголовной ответственности чиновников.

При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление. Ссылка на то, что должностное лицо в своем решении руководствовалось узковедомственными или ложно понимаемыми государственными или общественными интересами, не может быть достаточным для обвинения в злоупотреблении.

Вы нашли, то что искали?
Да, отличный сайт много нужной и бесплатной информации.
30.43%
Еще нет, почитать нужно, разобраться.
56.83%
Да, но лучше проконсультируюсь с юристами.
12.73%
Проголосовало: 322

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Должностное лицо в УК РФ

Ранее понятие «должностное лицо» предусматривалось как квалифицирующий признак состава преступления в статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и главой 30 УК «Преступление против госвласти, госслужбы и службы в органах местного самоуправления». Должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

Понятие должностного лица в уголовном праве

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан.

Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

Содержание публичных обязанностей

Административные публичные обязанности исполняются муниципальными и государственными служащими. Его полномочия распространяются на других служащий, находящихся в подчинении у этого субъекта, и лиц, у которых нет служебной зависимости от должностного лица.

Рекомендуем прочесть:  Вычет на ремонт квартиры

Задачи субъектов

1. Представитель власти, т. е. лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники МВД, прокуратуры, суда, таможенных и налоговых органов, Государственной Думы, санитарных, пожарных и иных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п.

В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

Раскрытие понятия в КоАП РФ

С признанием существования в нашей стране частной собственности, неслучайным стало указание законодателем в примечании к ст. 285 УК РФ мест служебной деятельности должностных лиц. Действительно, впервые определение места служебной деятельности, как одного из критериев отнесения или не отнесения лица к должностным, стало необходимым с признанием в России частной собственности. Именно этот критерий позволяет при квалификации преступлений разграничить должностное лицо с лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Стоит отметить, что к последним новеллам российского уголовного закона можно отнести дополнение примечания 1 к ст. 285 УК РФ и расширение законодателем мест, в которых должностные лица могут выполнять свои функции. Указанное новшество можно объяснить с точки зрения расширения круга лиц, обладающими признаками, рассмотренными выше. Ведь действительно такие лица частично действуют, принимают некоторые решения (в т. ч. и материальные) от лица государства. Таким образом, например, при злоупотреблении полномочиями лицом, работающим на государственном предприятии, страдает в первую очередь авторитет государства перед лицом различных хозяйствующих субъектов и граждан, что в свою очередь влечет необходимость рассмотрения подобного преступного деяния в рамках главы 30 УК РФ.

Ответственность должностных лиц

Таким образом, необходимо не просто формально учитывать вид службы, в которой представитель власти как специальный субъект осуществляет свою деятельность, но и публичный характер осуществляемых им функций, их прямую или опосредованную связь с функциями самого государства.

Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле