∙ специалист по взысканию долгов, который занимается переговорами с неплательщиками, ориентируясь на выяснение причин неоплаты и в какие сроки должник может погасить задолженность. Такой специалист несет ответственность за документальную составляющую дела;
Структура отдела взыскания задолженности банка
∙ личное взаимодействие с должником. Если должник вышел на связь и пришел в отдел взыскания задолженности в банк, специалисты рассматривают с должником различные пути решения вопроса. Специалист вправе на индивидуальных условиях продлить сроки выплаты задолженности, дать одобрение на рефинансирование в банке (либо в иной финансовой организации).
Особенности функционирования отдела взыскания задолженности банка
Основная цель деятельности отдела взыскания банка – взыскать денежные средства с заемщиков, имеющих непогашенную задолженность. Исходя из положения Центрального банка РФ, для более эффективной реализации цели в работе сотрудников отдела находятся исключительно сомнительные и проблемные задолженности.
Взыскание долгов – отдельный процесс в жизненном цикле банка. Независимо от его размеров, известности и статуса, наличие услуги выдачи кредита автоматически обрекает его на взаимодействие с должниками. Что же делать, если таким должником оказались вы? Как общаться с департаментом взыскания и стоит ли бояться звонков или действий с его стороны?
Отдел досудебного взыскания: что это такое?
Абсолютно любая организация, будь то банк или МФО (микрофинансовая организация), которая выдает кредиты и займы, обязательно сталкивается с несвоевременными выплатами, задержками платежей или полным отказом от уплаты долга. И добиться от заемщика возврата денежных средств в пользу банка бывает очень сложно и хлопотно. Именно поэтому существует отдел взыскания задолженности, который занимается данными вопросами.
На что имеет и не имеет права отдел взыскания
Служба досудебного взыскания может быть промежуточным этапом между стандартным взаимодействием заемщика с банком и передачей его долга коллекторам. Кредитный договор передается в этот отдел при систематическом нарушении сроков выплат и пребывает там до восьми месяцев. Обычно стандартным первым действием, которое предпринимает департамент взыскания задолженности, оказывается официальное письмо с досудебной претензией, отправляемой на указанный в договоре адрес. Кроме того, специалисты, привыкшие к работе с должниками, производят обзвоны нерадивых заемщиков с целями:
- взаимодействие с должниками;
- контроль за поступлением денежных средств от должников;
- поддержание суммарного объема дебиторской задолженности на приемлемом уровне;
- выявление и систематизация проблемных долгов;
- принятие мер по предотвращению появления новых проблемных долгов;
- реализация предметов залога для погашения залоговых обязательств;
- подготовка документов для подачи судебного иска.
Цели работы
При агрессивном подходе к должнику применяется психологическое и юридическое давления – данный способ оправдан, когда сотрудники отдела взыскания знают о наличии у должника средств для погашения кредита, но не могут взыскать их через суд по причине формального отсутствия дохода и собственности у должника-физлица или нахождения в стадии банкротства должника-юрлица.
Агрессивное взыскание
Реструктуризация долгов предполагает изменение графика платежей и уменьшение размера ежемесячного платежа в целях облегчения нагрузки на должника. Процентная ставка при этом может уменьшаться. Реструктуризация применяется, когда должник настроен на погашение долга и дальнейшее сотрудничество с компанией-кредитором, но испытывает материальные затруднения.
Попросите выслать заказным письмом в Ваш адрес агентский договор или договор цессии (в зависимости от того, какой способ сотрудничества используется между банком и коллекторским агентством), дабы убедиться, что звонящий или пришедший вообще имеет какие-либо полномочия общаться с Вами по Вашей задолженности. До тех пор, пока документального подтверждения у Вас нет, можете смело прекращать разговор фразой: «У меня, к сожалению, нет документального подтверждения Ваших полномочий. Поэтому разговор считаю бессмысленным».
Объясните причину отсутствия платежей
В случае отказа предоставить Вам вышеуказанную информацию, не стесняйтесь сказать: «Извините, но без этой информации я не вижу смысла продолжать разговор, т.к. не понятно, кто Вы и что Вам от меня нужно». Если звонки аналогичного характера продолжают поступать, Вам необходимо обратиться в правоохранительные органы, предварительно записав телефонный разговор. Это не что иное, как вымогательство — статья уголовного кодекса.
Тон голоса
- применять к должникам физическую силу;
- угрожать убийством или причинением вреда здоровью;
- унижать честь и достоинство должника;
- грозить уголовной ответственностью;
- «расписывать стены» в подъезде должника;
- расклеивать листовки или распространять другим образом информацию о наличии задолженности.
Появление просрочки по кредиту — еще не повод подавать на проблемного заемщика в суд, учитывая, что в это время по займу начисляются штрафы и повышенные проценты. Именно они в итоге составляют значительную часть выплат, поэтому служба взыскания долгов может некоторое время не сообщать клиенту о появлении задолженности. Этот период обычно составляет от недели до нескольких месяцев.
Как работают коллекторы
Заемщику направляется письмо с требованием погасить образовавшийся долг добровольно с учетом всех процентов и штрафов. Этот этап досудебного взыскания может длиться полгода и более в зависимости от суммы долга и сложности ее возврата. Кроме письменного уведомления сотрудники службы взыскания долгов звонят заемщику на мобильный и домашний телефоны, а также связываются по контактам, которые он указал в кредитном договоре. Согласно законодательству РФ, представители банка могут звонить родственникам, коллегам и знакомым неплательщика, если он указал их номер как контактный. Но они не вправе требовать от них погашения долга, а могут только запрашивать информацию о клиенте или просить передать ему уведомление о задолженности.
Звонки по телефону
Коллекторы могут связываться с заемщиком, используя только те контакты, которые он оставил при заключении кредитного договора с банком. Согласно законодательству РФ, они могут звонить только в определенное время: