Государственные устройства вольтера

Художественная литература являлась для автора не самоцелью, а средством. При помощи нее он пропагандировал свои идеи, протестуя против церковников и самодержавия, проповедуя веротерпимость и гражданскую свободу.

Основная идея Вольтера в социальном воззрении сводится к необходимости неравенства в обществе. По его мнению, оно должно состоять из богатых, образованных и тех, кто обязан на них работать. Он считал, что трудящимся людям ни к чему образование, поскольку их рассуждения могут все погубить.

Социально-философские взгляды

За время занятий сатирой поэт несколько раз сидел в Бастилии. Первый раз это случилось в 1717 году. Причиной ареста была оскорбительная сатира в адрес герцога Орлеанского, который являлся регентом Франции.

Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694-1778) — великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие — пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Основные черты мировоззрения эпохи Просвещения и условия формирования взглядов Вольтера на пути развития государственных и правовых систем. Оценка правого устройства государства в учениях Вольтера, и содержание его социально-политических взглядов.

Однако, часто у человека любовь к себе сильнее доброжелательности, но, в конце концов, наличие у животных разума весьма сомнительно, а именно «эти его (Бога) дары: разум, любовь к себе, доброжелательство к особям нашего вида, потребности страсти суть средств, с помощью коих мы учредили общество».

1.2 Право в учении Вольтера

Таким образом, Просветители создавали культ Разума, наследуя идеи Декарта, Спинозы и Лейбница. Однако они апеллируют не просто к разуму как таковому, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».

Вольтер предвосхищал буржуазные общественные порядки, которые должны были сменить крепостничество, тормозившее дальнейшее экономическое развитие Франции. «Нужны люди, — говорил Вольтер, — у которых бы не было ничего, кроме их рук и доброй воли… они будут продавать свой труд тому, кто больше всех заплатит, и это заменит им собственность».

Вольтер отражал позиции той части французской буржуазии, которая не претендовала на власть, а выдвигала лишь требования о реформах и гарантиях, готовая ограничиться программой «просвещённого» абсолютизма. Идеалом этих кругов была конституционная монархия, но они согласны были примириться с сохранением абсолютизма, требуя только, чтобы были устранены произвол королевской администрации и всевластие феодальной церкви, проведены реформы, которые расчистили бы почву для капиталистического развития.

7. История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Под ред. Проф. О.Э. Лейста. М., Юрид. Литература., 1991.

Основной политической причиной обострения идейной борьбы накануне революции явилась сложившаяся во французском обществе расстановка классовых сил. Восходящей буржуазии противостояла абсолютная монархия, которая достигла зенита своего могущества. Для завоевания политической власти буржуазия была вынуждена объединяться с народными массами. Во Франции, писал К. Маркс, анализируя итоги восстания 1789 г., «буржуазия в союзе с народом боролась против монархии, дворянства и господствующей церкви».

Нельзя сказать, что Вольтеру в Англии нравится все без исключения. Но его привлекают особенности английского государственного устройства выделяющие Англию среди других европейских стран. Вольтер обращает внимание на ту положительную роль, которую в политической жизни Англии играет парламент. Он останавливает внимание на многообразии английской религиозной жизни, на том, что множество существующих здесь сект не находятся в состоянии яростной борьбы, как это происходило на его родине. Вольтер отмечает бурную научную жизнь, сосредоточенную в Лондонском королевском обществе — центре передовой научной мысли. Критикуя французскую Академию за ее бездеятельность и отжившую обрядность, Вольтер считает необходимым использование достижений науки в интересах государства и отстаивает идею так называемого просвещенного абсолютизма, который, по его мнению, должен утвердиться в европейских странах.

Интересно, что наиболее активно Вольтер защищает то, что способствует буржуазному развитию Англии: свободу торговли, установленную государством налоговую систему, мирную жизнь как условие преуспевания страны. Косвенным образом это свидетельствовало о том, что Вольтер оправдывал английскую буржуазную революцию и ее результаты. Это не могло не вызвать ярости французских властей. Таким образом, уже в ранних своих произведениях Вольтер выступает как политик, хотя его в большой степени интересуют и философские вопросы, получившие отражение в «Письмах» и ставшие предметом его внимания на следующем этапе его жизни и деятельности.

Рубрики

«Философские письма» были изданы сначала в Лондоне в 1733 году под названием «Письма об английской нации» и были посвящены описанию Англии, ее порядков, в которых писатель видел пример для Франции. Подразумеваемое сопоставление достоинств английской действительности с французскими порядками позволяло соотечественникам Вольтера увидеть, что же конкретно плохо в общественном устройстве Франции, что отжило и что надо изменить. Не случайно, после того как «Философские письма» были изданы во Франции, они были осуждены парижским парламентом на сожжение как книга «соблазнительная, противная религии, добрым нравам и почтению к властям » 6 .

Патриотизм Вольтера и его передовые взгляды позволили ему, врагу войны, признавать и защищать высокие цели справедливой, освободительной борьбы в защиту отечества или за освобождение от угнетения. Но войну как таковую, подобную тем, современником которых он был, Вольтер ненавидел всеми силами души. Эта сторона деятельности Вольтера особенно близка миллионам людей наших дней, борющихся против войны, которая может поставить под угрозу существование человечества. Вольтер считал войну бедствием, включающим в себя все бедствия и все преступления. «Самым большим преступлением, по крайней мере наиболее разрушительным, является война. ». «Голод, эпидемии и война — три наиболее известных элемента нашего земного мира. Голод и эпидемия суть дары провидения. Но война, объединяющая в себе все эти блага»,— порождение человеческих отношений. Призывы Вольтера к борьбе против бедствий войны звучат часто так, как будто они написаны сегодня, а не двести лет тому назад. Вольтер говорит и о виновниках войны. Это не народы, не солдаты, которые трудятся «над собственным уничтожением», а «несколько бесчеловечных сидней, которые, не выходя из своих кабинетов, отдают в часы пищеварения приказ об убийстве миллионов людей и потом заставляют торжественно благодарить за это бога». Агрессоры прикрывают свои цели завесой мнимой справедливости.

Философия Вольтера

Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии — послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии — написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).

Вы нашли, то что искали?
Да, отличный сайт много нужной и бесплатной информации.
30.34%
Еще нет, почитать нужно, разобраться.
56.97%
Да, но лучше проконсультируюсь с юристами.
12.69%
Проголосовало: 323

Формы правления государства

Вольтер выступал против католической религии и религии вообще, ее источником он считал невежество. Религия порождает такое отрицательное явление как религиозная нетерпимость. Он критикует феодальные порядки.

Но его стали мучить сильные боли. Современные медики, изучив документы и записи самого философа о том, как протекала болезнь, сошлись на мнении, что скорее всего у Вольтера был рак предстательной железы. Чтобы уменьшить боль, он подсел на опий. В марте 1778 года произошло его примирение с церковью и отпущение грехов. А в мае великого философа не стало, он умер во сне в Париже 30 мая 1778 года.

Два звездочета сказали Вольтеру, что тот проживет до 33-х лет. Но великому мыслителю удалось обмануть саму смерть, он чудом остался в живых из-за несостоявшейся дуэли с неким дворянином из рода де Роган. Биография французского философа полна как взлетов, так и падений, но, тем не менее, его имя стало бессмертным на века.

Популярные темы сообщений

В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», — рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).

ство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ Вольтер не был. Обладание имуществом (либо отсутствие такового) должно, согласно Вольтеру, сказываться на положении человека в обществе. В частности, право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники.

В разных ситуациях и в разные периоды государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные потрясения, ломка уже существующей государственности. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется «просвещенный» монарх. «Самое счастливое время, когда государь– философ». Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещенному» монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец.

§ 2. Политические и правовые взгляды Вольтера

Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие – пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

Рекомендуем прочесть:  Доходы Физического Лица Инн 774301528846
Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле