Вопросы к преступлению и наказанию

15. «…Сухая старушонка, лет шестидесяти, с востыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.»

12. О ком из героев романа так отозвался сам Достоевский: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. Он вошел душою и сердцем во вражду к Соне, назло Раскольникову, единственно потому, что тот сказал, что он мизинца её не стоит, и с жаром говорил о её подвиге». (О Лужине).

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.

16. «…Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид… Широкое скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий… Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые.»

А вот затем начинается странное. Раскольников, уставший, идет домой, но почему-то делает бессознательно «очевидный и совершенно ненужный» крюк, проходит через Сенную площадь — и именно там слышит разговор Лизаветы с мещанами-торговцами, которым она обещает прийти для заключения сделки в седьмом часу — и таким образом Раскольников, совершенно точно и абсолютно не вызывая подозрений, узнает, что старуха завтра в это время останется дома одна. И он воспринимает услышанное как приговор. Приговор, заметим, не старухе — себе: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти» (6, 52). За время этого лишнего и совершенно ненужного крюка произошло нечто, что полностью уничтожило его «волю и свободу рассудка», как говорит Достоевский. Этот лишний и совершенно ненужный крюк в несколько минут станет причиной лишнего и совершенно ненужного крюка в его жизни, который растянется в общей сложности на девять лет; мгновенно уничтоженная воля приведет к девятилетнему лишению свободы.

Какие знаковые события происходят с Раскольниковым накануне убийства? А после?

Первое дано Раскольникову во мгновенном чувстве своей ответственности за происходящее вокруг него, своей обязанности изменить происходящее за собственный счет. Он постоянно, из состояния, по видимости, крайней нищеты, раздает деньги всем вокруг себя. И каждый раз у него неожиданно находится именно столько, сколько нужно, что в тексте подчеркнуто: «— Послушайте, — сказал Раскольников, — вот (он пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись)» (6, 41) [1] .

К 195-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского

При этом интересно, что всеми своими поступками накануне смерти Свидригайлов стремится защитить мир вокруг себя от насильственного растления. Он дает деньги Сонечке для того, чтобы ей не нужно было заниматься проституцией и чтобы она могла следовать за Раскольниковым в Сибирь. Всех детей Мармеладова он пристраивает в приют и кладет на их счет деньги, чтобы Полечке в будущем не пришлось идти путем Сони. Своей невесте, шестнадцатилетней девочке, которую ему фактически продали, он оставляет огромное приданое, чтобы уберечь ее от возможной будущей «продажи».

Рекомендуем прочесть:  Как можно получить статус малоимущей семьи в подмосковье

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Куда Раскольников спрятал кошелёк и вещи убитой старухи?

Скачать:

  1. Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.
  2. «Их воскресила любовь».
  3. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.
  4. Теория идеи Раскольникова и её крах.
  5. Образ Петербурга в романе.
  6. Автор и герой в романе.
  7. Судьбы «униженных и оскорблённых» на страницах романа.
  8. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
  9. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
  10. Христианская концепция Достоевского и её гуманизм в романе.
  11. Бунт Родиона Раскольникова.
  12. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
  13. Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».
  14. Образ Раскольникова в романе.
  15. О чём меня заставил задуматься роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  16. «Я себя убил, а не старушонку…». Нравственное крушение Родиона Раскольникова.
  17. «Правда» Сони Мармеладовой.
  18. Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.
  19. Мастерство Ф.М.Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).
  20. Преступления Родиона Раскольникова.
  21. О каком наказании идёт речь в романе?
  22. Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
  23. «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма.
  24. Нравственная атмосфера семьи Раскольниковых.
  25. Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова.
  26. Образ ребёнка и его значение в романе.
  27. «Когда уже некуда больше идти…». Тупиковые ситуации в романе.
  28. Человек и окружающий его мир. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
  29. Борьба идей в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  30. «В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту… это боль о человеке.» (Н.А.Добролюбов). (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

Предварительный просмотр:

— замысел : убить никому не нужную старуху, чтобы самому встать «на ноги», сделать первые шаги, избавить родных от унизительного полунищенского положения и осчастливить своей деятельностью человечество; результат : собственные душевные страдания, страдания близких и родных, смерть матери (II-1,2/с. ; III-6/с. ) ;

  1. Зачем Раскольников идет снова к Соне и именно ей признается в убийстве?
  2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт.
  3. Почему он так подробно объясняет ей причины, толкнувшие его на преступление?
  4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
  5. К какой категории людей относит себя Раскольников? Какие доказательства он приводят для себя?
  6. Как Соня относится к Раскольникову? Что она ему советует сделать как можно быстрее?
  7. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова?
  8. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.
  9. О чём просит Соню Раскольников? Что она ему обещает? Объясните её решение?
  1. Узнайте персонаж по описанию: … Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать.
  2. Как ведет себя во время разговора с Раскольниковым Порфирий Петрович? О чем это говорит?
  3. Какие ощущения испытывает во время разговора Раскольников?
  4. О чем писал в своей статье Раскольников? Как эту статью понимает Порфирий?
  5. На какие две категории делит всех людей Раскольников? Чем эти категории различны?
  6. Можно ли сделать вывод на основе вопросов, заданных Порфирием Раскольникову, что Порфирий подозревает Раскольникова в убийстве старухи? Понимает ли это сам Раскольников?
Рекомендуем прочесть:  Какую сумму выплачивают ветерану труда за отказ от бесплатного проезда в московской области

К уроку №24. «Преступление и наказание»; части IV, V

  1. С какой целью посещает Раскольникова Соня?
  2. Узнайте персонаж по описанию: … Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет.
  3. Какова настоящая цель встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем?

Это роман о том, как человек находит в себе Христа, научается выбирать Христа в себе и доверять Христу в себе. Для Достоевского высшее развитие личности (см. «Зимние заметки о летних впечатлениях»), прошедшей и переросшей свое эгоистическое состояние (необходимый, впрочем, этап человеческого развития), заключается в способности и даже страстном ее желании отдать себя всем, «добровольно пойти за всех на крест, на костер», то есть — стать Христом, просиять Христом. Для Достоевского все социальные вопросы решаются одним фундаментальным способом: «если все Христы…» (фраза эта много раз повторяется в черновиках романа «Бесы»). Например, в таком виде: «Если все Христы, будут ли бедные?» Мы с вами обозначили здесь контекст предшествующих и последовавших за «Преступлением и наказанием» текстов Достоевского, в которых развивается его мысль о пути человека и человечества как движении ко Христу, к Царствию Божию «внутрь вас» и «среди вас» («среди вас» — как следствию «внутрь вас»; как говорит Достоевский, «были бы братья — будет и братство»). Что же в самом романе?

Рекомендуем прочесть:  Как получит 450 тыс на второго ребёнка

№ 1 Какова основная тема «Преступления и наказания»?

Две героини «Преступления и наказания» живут согласно первому принципу — когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен — Соня и Лизавета. Лизавета просто каждому отдает то, что от нее хотят: и тело, и жизнь — и повседневную заботу. Раскольникову она отдает жизнь — не вскрикнув, не выдав, — но и рубашку ему, как выясняется, чинила тоже она. Лизавета, воплотившая полноту самоотдачи, по словам Сони, «Бога узрит».

№ 3 Почему некоторые люди после прочтения «Преступления и наказания» начинают испытывать глубокую неприязнь к Достоевскому?

Например, в «Братьях Карамазовых», в конце главы «Кана Галилейская», Достоевский описывает образ Алеши Карамазова так, будто тот является центром всего мироздания. Герой, как человек, который был создан по образу и подобию Бога, будто становится точкой, в которой сходятся все невидимые нити от Земли и Неба. Алеша становится средоточием мира. И такое отношение к человеку, такое понимание его высоты и глубины для Достоевского абсолютно нормально и привычно.

Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле