Дать определение розничному возврату

Содержание

Покупатель товара имеет право потребовать обменять товар на другой, который подходит ему по своим характеристикам. Причем, это может быть товар другого производителя. Товар при этом может быть как качественным (правило возврата действительно в истечении 14 дней), так и некачественным. Если при обмене новый товар имеет большую стоимость, то покупатель доплачивает разницу продавцу. если новый товар имеет стоимость ниже, чем отказной товар, то продавец делает перерасчет стоимости и возвращает разницу покупателю.

Существенным условием возврата качественного товара является и то, что товар не был в употреблении, не эксплуатировался. Говоря юридическим языком, важно при возврате товара, чтобы он имел товарный вид. Например,

Какие требования в праве предъявить покупатель товара при возврате товара?

Давайте разберемся подробно. В любой момент вы можете записаться к нам на консультацию в Санкт-Петербурге, но для начала, прочитайте основные правила и позвоните нам при наличии вопросов к юристу. Если вы ищете юриста для ведения судебного дела по защите прав потребителей — звоните к нам по телефону +7-921-904-34-26 .

  • на бесплатный ремонт изделия;
  • на уменьшение стоимости товара;
  • на замену приобретения на аналог надлежащего качества;
  • заменить покупку на другое изделие с доплатой либо возвратом разницы в цене;
  • на возврат уплаченной суммы.

Правила обмена и возврата

  • при обнаружении в нем недостатков (ст. 18 ФЗ от 07.02.1992 г. (в ред. от 01.05.2021 г.));
  • если качественная продукция не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 ФЗ от 07.02.1992 г. (в ред. от 01.05.2021 г.)).

Соблюдение прав потребителя

  1. Необходимо убедиться, что с даты покупки не прошло 14 дней, учитывая, что день приобретения не входит в установленный срок.
  2. Следует удостовериться, что купленное изделие не включено в законодательный перечень не возвратных и не меняемых товаров.
  3. Требуется проверить сохранность внешнего вида изделия, упаковки, бирок, а также отсутствии следов употребления.
  4. Необходимо оформить и предоставить продавцу письменное заявление о возврате, содержащее личные данные заявителя, его адрес и контакты, полное наименование товара в соответствии с технической документацией, причину отказа от купленного изделия. В заявлении также должно быть обозначено требование возмещения уплаченной суммы в связи с невозможностью произвести обмен товара в виду его отсутствия в магазине на момент обращения. Заявление составляется в 2-х экземплярах, один из которых с отметкой магазина о принятии остается у покупателя. Кроме того, документ можно отправить адресату заказным письмом с уведомлением.
  5. Передачу товара следует оформить соответствующим актом с указанием полного наименования продукции. Акт также формируется в 2-х экземплярах – по одному для каждой из сторон.

К сведению

Правовое регулирование оснований, условий и порядка реализации возврата денежных средств за приобретенный товар осуществляется Законом «О защите прав потребителей» (ФЗ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года). В статьях 18-25 ЗоЗПП излагаются положения, касающиеся:

Рекомендуем прочесть:  Возврат долгов без предоплаты москва

Возврат денежных средств за покупку: законодательная база вопроса

Наряду с заменой неподходящего товара, устранением недостатков, снижением цены изделия, полное возмещение денежных средств за товар является одной из форм выполнения продавцом своих обязательств перед покупателем.

Основания для возврата денежных средств покупателю

В зависимости от формы оплаты покупки потребитель имеет право получить расчет полной суммы за товар в наличной или безналичной форме. При оплате наличными средствами деньги компенсируются из главной кассы по расходному ордеру под личную подпись покупателя.

В этом случае, несмотря на брак, организации-покупателю придется принять продукцию по накладной ТОРГ-12, оформить акт о расхождении по количеству и качеству и поместить товарно-материальные ценности у себя на складе.

  • Продавец составляет корректировочный счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок.
  • Покупатель регистрирует в книге продаж корректировочный счет-фактуру продавца (если успел принять НДС к вычету, если нет, то принимает вычет в невозвращаемой части).

Претензионное письмо с требованием поставщику принять возвращенные покупателем товары

Обращаем внимание на то, что исправления в приходном документе делаются обязательно в присутствии поставщика или его представителя — экспедитора или водителя, наделенного правами материально-ответственного лица.

Продавец обязан предоставить клиенту аналог приобретенного изделия, удовлетворяющего обоснованным требованиям. Если же товар временно отсутствует в продаже, стороны могут договориться об уведомлении заявителя при поступлении продукции для произведения замены. При не достижении согласия, согласно ст. 25 ФЗ «О защите прав потребителей» возникает обязанность продавца возместить уплаченную за изделие сумму в 3-дневный срок с даты обращения приобретателем с соответствующим требованием.

Какие товары не могут быть возвращены и заменены?

  • автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства;
  • летательные аппараты, кроме турбовинтовых;
  • сельскохозяйственная техника;
  • плавсредства;
  • компьютерная техника;
  • навигационные устройства;
  • приборы спутникового телевидения;
  • телевизоры и телевизионные приставки;
  • цифровая фото- и видеотехника;
  • бытовая техника.

Возврат и обмен технически сложного товара

В случае обнаружения неисправности по истечении 14 дней с даты приобретения потребитель вправе рассчитывать на уменьшение стоимости за счет возврата части средств для произведения ремонта изделия либо доставки его в пункт гарантийного ремонта.

Отдельно следует сказать про технически-сложные товары, которые также не подлежат возврату в магазин. К таковым относятся аппараты, созданные путем эксплуатации технологий повышенного уровня.

Порядок действий при отказе вернуть товар

Соответственно, продавец вправе отказать покупателю на обмен товара или возврат за покупку денежных средств, если купленная вещь не входит в вышеуказанный перечень товар или же гражданин не соблюдал все правила, которые касаются возвращаемых продуктов.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • Товар еще никем не употреблялся;
  • Нет следов нарушения ярлыков;
  • Сохранены все свойства продукта;
  • Товарный вид в целости;
  • Имеется чек (не обязательно, если имеются свидетельские показания или иные доказательства покупки товара).

Вы нашли, то что искали?
Да, отличный сайт много нужной и бесплатной информации.
30.34%
Еще нет, почитать нужно, разобраться.
56.97%
Да, но лучше проконсультируюсь с юристами.
12.69%
Проголосовало: 323

В течение 10 суток со дня, когда претензия была получена, потребителю должны возвратить денежные средства за продукцию, не отвечающую требованиям к качеству. Подтвердить, что технически сложный товар неисправен можно путем проведения экспертизы. Обязанность по ее организации возлагается на продавца. Потребителю рекомендуется присутствовать при проведении экспертных исследований, поскольку организации, реализующие товар, зачастую используют различные нечестные приемы, чтобы избежать возврата денежных средств.

  1. Потребитель пришел к выводу, что его не устраивает одна из характеристик товара, которые перечислены в статье 25 ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — Закон), среди которых названы фасон, размер, цвет.
  2. Покупателя устраивает качество приобретенной вещи.
  3. Обращение в магазин с требованием о замене произошло не позднее истечения двухнедельного срока со дня, следующего за днем покупки. ВАЖНО: независимо от того, по каким причинам покупатель не реализовал предоставленное законом право в предписанный срок, восстановить его будет невозможно.
  4. Продукция не входит в список товаров, которые запрещено возвращать и обменивать.
  5. Покупатель сохранил документацию, которая подтверждает, что покупка была оплачена (например, чек на оплату).
  6. Покупка не утратила товарного вида и свойств, а также не была использована.
Рекомендуем прочесть:  Дополнительный Отпуск За Свой Счет Инвалиду 3 Группы Тк Рф

Общие правила для осуществления возврата приобретенной продукции

Когда заявлен иск большей стоимости, то, как это предписывает НК РФ, уплата госпошлины происходит лишь на сумму, превышающую вышеназванную. Если судья выносит судебный акт в пользу покупателя, то продавец дополнительно уплачивает штраф в пользу последнего, составляющий S от суммы, названной в судебном решении.

Покупатель может согласиться на замену некачественного товара аналогичным, но он не обязан этого делать. Ст. 523 ГК РФ однозначно предоставляет ему право при получении некачественной продукции требовать не замены, а именно возврата денежных средств.

Обстоятельства бывают разными, и покупатель имеет право согласиться на замену некачественной продукции на аналогичную. Обмен товаров урегулирован ст. 502 ГК РФ. Если покупателю такой вариант подходит, то продавец не может требовать от него доплат и компенсаций.

Документы

Взаимодействие между компаниями, выступающими в сделке в качестве продавцов и покупателей, регулируются Гражданским кодексом РФ. В ряде случаев, когда предприятия при закупке продукции действуют в интересах физических лиц, могут вступать в действие нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителя». Но в этом случае для возврата необходимо предоставить заявление от гражданина.

Это необходимо узнать, чтобы спланировать последовательность Ваших действий с учетом действующего законодательства. Для примера, редакция портала Potrebinforms.ru опубликовала порядок действий потребителей при возврате того или иного некачественного товара в той или иной ситуации:

возврат товара, если гарантия еще не закончилась

Совет: если хотите вернуть технически сложный товар в течение 15 дней с момента покупки, вам следует в первую очередь обращаться в магазин с письменной претензией, чтобы зафиксировать факт вашего обращения, а уж потом разбираться с магазином, по какой причине возникли недостатки в товаре. Подробности читайте здесь.

ВОЗВРАТ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА

Придя в сервисный центр будьте бдительны. При сдаче товара на проверку качества следите за тем, чтобы в квитанциях была отражена информация о том, что ваш товар сдается именно на проверку качества, а не на ремонт. Кроме того, внимательно читайте то, что заполняет в квитанции сотрудник сервисного центра и только потом, если вы со всем согласны, подписывайте документ. После заполнения квитанции требуйте, чтобы вам предъявили копию квитанции.

Запрещенные к возврату и обмену товары перечислены в Правилах продажи отдельных видов товаров и в Перечне непродовольственных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Это:

Есть и еще один нюанс в условиях возврата, о котором мало, кто знает. Покупатель не обязан предъявлять чек за товар, он может доказать покупку свидетельскими показаниями (статья 493 ГК РФ). Правда, в этом случае дело может дойти до суда.

Рекомендуем прочесть:  Могут ли судебные приставы снимать деньги по исполнит листу за компенсацию морального вреда,в резудьтате дтп

Документы на возврат товара от покупателя

Деньги покупателю необходимо выплатить из той же операционной кассы, в которой был пробит чек на покупку возвращаемого товара. Причем, отдать их нужно до закрытия смены и снятия Z-отчета. При закрытии смены вам надо будет составить акт о возврате денежных средств по унифицированной форме КМ-3. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать бланк и образец заполнения акта КМ-3.

«Из буквального толкования пункта 8 указанного Перечня следует, что мебель, продаваемая не по отдельности, а в наборе, входит в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, а, соответственно, мебель, продаваемая по отдельности в такой перечень не входит и подлежит обмену или возврату в случае, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.

Товары, не подлежащие обмену и возврату

Однако другие суды придерживаются противоположной точки зрения. Например, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 6 декабря 2021 г. по делу N А56-20259/2021 пишет, что «спорный диван […] является не элементом мебельного гарнитура и комплекта, а самостоятельным товаром […], а значит отказом общества [обменять товар] нарушены положения статьи 25 Закона N 2300-1 и пункта 26 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55» . Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от 18 ноября 2021 г. по делу N А31-3332/2021-15 указывает, что «из пункта 8 названного перечня следует, что возврату и обмену не подлежат только мебельные гарнитуры и комплекты» .

Сохранение товарного вида

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Различие в правовом положении указанных категорий покупателей обусловлено тем, что потребители считаются заведомо слабой стороной во взаимоотношениях с продавцом-специалистом и поэтому дополнительно защищены нормами Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Взаимоотношения же предпринимателей друг с другом по поводу покупки товаров и оказания услуг (выполнения работ) регламентируются в большей степени договором между ними и Гражданским кодексом РФ. В отношении потребителей действуют дополнительные гарантии их прав и, как следствие, ограничения прав продавцов по сравнению с теми, кто поставляет товары для коммерческой деятельности. В целом в отношении потребителей действует правило «разрешено то, что не запрещено законом», в отношении «предпринимателей» — «разрешено то, что предусмотрено договором и не противоречит закону».

Оставить заявку

Сразу стоит сказать, что возврат товара надлежащего качества, который не подошел по цвету, размеру, фасону и т.п., поставщику покупателем, занимающимся предпринимательской деятельностью, возможен только, если это прямо предусмотрено в договоре или по соглашению с продавцом.

Бесплатная консультация юриста

Исковое заявление подается в суд общей юрисдикции по выбору потребителя: по месту нахождения потребителя, по месту нахождения продавца, по месту заключения договора или его исполнения. Рекомендуем при выборе подсудности ориентироваться на практику конкретного суда, изучить вынесенные решения судом по аналогичным спорам, посмотреть процент снижения неустойки за просрочку возврата денег.

Юлия Владимировна
Оцените автора
Заступимся за Вас в правовом поле