Таким образом мы можем наблюдать большую актуальность в вопросе вмешательства государства в экономику. Давайте постараемся определить для себя плюсы и минусы этого вмешательства и сделаем определённый вывод:
Вопрос вмешательства государства в экономику берёт своё начала с момента возникновения первого государства. Актуальность этого вопроса сквозь призму времени не исчерпывается, а наоборот, с увеличением и количества государств в мире, и населения Земли, и, конечно же, профессиональных политиков и экономистов можно с уверенностью заявить, что сегодня вопрос вмешательства государства в экономику как никогда остро стоит на повестке дня.
Плюсы вмешательства государства в экономику
Причиной тому следует, скорей всего, считать события, произошедшие в 20 веке. Октябрьская революция в 1917 году, гражданская война и приход к власти большевиков повернул ход капиталистического вектора развития государств. Впервые в мировой практике были введены в действие идеи великих теоретиков из Германии – Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Лениным, практиком идей К. Маркса и Ф. Энгельса, предполагалось построение командно-экономической системы экономики, где будут внедряться идеи плановой экономики. Суть плановой экономики – это тотальное вмешательство государства в экономику, массовая национализация частной собственности и монопольное регулирование государством всех вопросов, касающихся экономики.
Низкая эффективность государственного управления при высокой коррупционной емкости. «Любое целевое финансирование в условиях Российской Федерации известно, чем заканчивается. Ну, достаточно посмотреть, там, на космодром «Восточный». Мы хорошо понимаем, как государство умеет целевым образом что-либо делать», – Сергей Алексашенко, бывший зампред ЦБ.
В конце октября 2021 года первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов, отчитываясь в Госдуме о выполнении антикризисного плана, подчеркнул, что «ситуация в экономике полностью под контролем правительства». «Российская экономика в клочья не порвана, как говорили некоторые наши партнеры, но я и не могу сказать, что она чувствует себя хорошо… Мы видим некоторые сигналы о позитивных трендах и нам надо сделать все, чтобы их закрепить и сделать все для устойчивого роста экономики… В сентябре мы наблюдали еле заметный промышленный рост, я пока не хочу обнадеживать, но это уже сигнал, что промышленность начинает выздоравливать», – заявил чиновник.
Почему правительство критикуют и слева, и справа
Ученые-экономисты этого направления постоянно пытаются избавиться от «ярлыка» государственников. «Попытки разделить ученых-экономистов на разные политэкономические школы – это от лукавого. Есть ученые, и есть пропагандисты», – заявил Сергей Глазьев в эфире РБК-ТВ. Сложно не согласиться с Сергеем Глазьевым в том, что «государственники» и «либералы» – понятия относительные. У кого-то предполагается и предлагается большее участие государства в экономических процессах, у кого-то меньшее. Позиции обоих сторон сходятся в тех целях, которые необходимо достигнуть. Это рост несырьевого сектора, поддержка отечественного бизнеса, эффективная политика импортозамещения и другие. Отличаются лишь способы решения заявленных задач. Но именно это и позволяет провести грань между двумя школами. Поэтому, пусть и к неудовольствию Сергея Глазьева, мы будем использовать термин «государственник» при описании его позиции и позиции его сторонников.
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Государственное управление
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночных ценах.
Описание предмета: «Государственное управление»
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.
В экономике любого государства есть две основные проблемы . Первая из них связана с тем, что экономика не развивается, вторая — с ростом инфляции. Это обуславливает основные цели экономической политики государства:
- Обеспечение экономического роста и стабильности экономики.
- Сдерживание инфляции.
- Обеспечение полной занятости населения.
- Обеспечение экономической безопасности.
- Ограничение монополизации (поддержание экономической свободы).
- Регулирование отношений в сфере труда (отношений работников и работодателей).
- Производство общественных благ и трансфертов.
- Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством всем гражданам на равных основаниях (оборона страны, бесплатное общее образование, организация работы общественного транспорта, первый канал телевидения ид р.).
- Трансферт — односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств и материальных ценностей в порядке оказания финансовой помощи или предоставления компенсации без расчета на дальнейшее возмещение. Государственные трансферты (пенсии, пособия и пр.) в отличие от общественных благ доступны не всем, а только определенным категориям населения (пенсионерам, малоимущим и др.).
- Компенсация отрицательных внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты (экстерналии) — это побочный результат экономической деятельности людей. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Примером второго могут служить загрязнение окружающей среды, нарушение нормального режима жизнедеятельности жителей определенной территории и т. д.
- Перераспределение доходов в обществе.
- Защита прав собственности.
- Достижение экономической эффективности.
- Контроль над внешнеэкономической деятельностью.
Методы регулирования экономики
Государство в первую очередь контролирует происходящие политические процессы, следит за соблюдением своих интересов и служит гарантом сохранения общественного порядка. Однако общественная жизнь невозможна без экономики, поскольку она контролирует материальные отношения между людьми. Таким образом, нельзя проводить какую-либо политику, не затрагивая экономику.
Далее… Логическими следствием развития рыночной экономики является углубление социальной дифференциации, нарастание социальной напряжённости. Можно, конечно, сказать, что бедность – это проблема бедных. И что каждый – сам кузнец своего счастья. Но это будет лукавством. Всегда, в любом обществе были, есть и будут люди, которые не в состоянии обеспечить себя. В условиях рынка всегда будет безработица, всегда кто-то будет разоряться. Если эти социальные проблемы не решать, они решатся сами, но достаточно затратным, а может быть, даже и кровавым способом. Регулирование трудовых отношений, смягчение социальной напряжённости – та задача, которую может и должно решать государство.
Но к семидесятым годам становится ясно, что государства стало слишком много. Активные его действия требовали солидных затрат. Росли государственные расходы (свою роль в этом деле сыграла и холодная война с её безудержной гонкой вооружений). Увеличивалось налоговое бремя.
Конспект урока «Роль государства в экономике»
А вот фискальная и монетарная политика (налоги, деньги и кредиты) – косвенные методы. Увеличивая или уменьшая налоги, государство ничего напрямую не диктует предпринимателям, они сами регулируют объёмы производства. Количество денег в обороте может спровоцировать или остановить инфляцию. Дешёвые, доступные кредиты подталкивают спрос, увеличение процентных ставок по кредитам снижает его. На экономическое развитие повлияет и социальная политика. Например, повышение минимального размера оплаты труда приведёт к повышению издержек производства.
Совсем иное дело — монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
ГОСУДАРСТВО И НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ
В начале 90-х гг., когда главной задачей было разрушение командной системы, многим казалось, что нашей стране нужно «маленькое и дешевое государство», которое практически не будет вмешиваться в экономическую жизнь. Но опыт последующих лет показал, что нарождающиеся рыночные механизмы еще слишком слабы, чтобы взять на себя задачу регулирования всей хозяйственной жизни, и российскому государству придется вернуться в экономику.
НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
- всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о свойствах и ценах товаров или услуг. Между тем обычно потребители такой полной информацией не обладают и потому производители могут их обманывать, скрывая вредные или преувеличивая полезные свойства продаваемых благ, чтобы продавать их больше и дороже, чем они того заслуживают. Кто-то — и это обычно бывает государство, а не рынок — должен взять на себя заботу о защите прав потребителя на правдивую и полную информацию о товарах (например, о том, что табачные изделия вредны для здоровья);
- в современном цивилизованном обществе есть блага, доступ к которым желательно предоставить всем гражданам без учета их возможности за это заплатить. К таким благам относится охрана общественного порядка (милиция, прокуратура и суды), оборона страны, пограничная, таможенная и ветеринарная охрана границ страны и т. п. Соответственно рыночные механизмы не способны обеспечить распределение этих благ — здесь они малопригодны;
- рынок хорошо работает, когда его задача — согласовать интересы двух сторон сделки: продавца и покупателя. Но бывают случаи, когда факт купли-продажи какого-то блага затрагивает интересы совсем иных людей или организаций, не имевших к факту купли-продажи данного блага никакого отношения. Скажем, когда химическая компания покупает земельный участок, чтобы построить там завод, то эта сделка оказывает существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на жителей близлежащих населенных пунктов. С одной стороны, это влияние положительное — будет больше рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет, а с другой — отрицательное (возрастет загрязненность окружающей среды и люди станут больше болеть). Рыночный механизм учесть эти внешние последствия (эффекты) сделок не может.